Найти тему
Ключ-Медиа

В Коврове собрали беспилотный грузовик

Во дворе ковровской академии катается “ГАЗель” с мигалкой на кабине и без водителя за рулем. Грузовик “Группа ГАЗ” передали КГТА им. Дегтярева еще в 2009 году. В 2018 студенты и научные сотрудники научили ее самостоятельно ориентироваться в пространстве и строить себе маршрут.

-2

Заведующий кафедрой робототехники и комплексной автоматизации Андрей Карпенков держит в руках пульт. “ГАЗель” послушно маневрирует по парковке. Но это “чудо” знакомо всем даже по детским машинкам, а вот когда с пульта автомобиль переходит в автономный режим, распознает дорожные знаки, препятствия и сам себе прокладывает маршрут, тогда и начинаешь понимать, чего за 9 лет работы добились ковровские ученые.

Андрей Карпенков:

-3

“В том самом 2009 году наша команда робототехников “Red Eyes” вернулась с всероссийского конкурса “Робофест”, где презентовала робот размером 50Х50 см. За что заняла второе место, получив настоящий транспорт для участия в конкурсе всероссийский полевых испытаний беспилотных транспортных средств. Теперь проектом занимается команда ученых академии - “Альфа”. Мы готовим машину к соревнованиям “Зимний город”, которые устраивают “Российская венчурная компания” совместно с Яндексом. Задача - в полностью автоматическом режиме проехать 50 км за 3 часа в сложных условиях: снег, гололед, плохая видимость, занесенные дорожные знаки”.

В это время еще один участник проекта, кандидат физико-математических наук Олег Мартынов, наблюдает у ноутбука за перемещением “ГАЗели”. Он отвечает за обработку сигнала с установленной за лобовым стеклом видеокамеры. На ноутбуке мы видим, как машина распознает дорожные знаки. За испытаниями также следят доцент кафедры робототехники и комплексной автоматизации Игорь Моцилев и студенты Максим Смирнов и Александр Иванов.

-4
-5
-6
-7

Максим:

“Мы с Сашей работали над конкурсом “Робокросс” в составе студенческой команды робототехников “KSTA Team”. Потом узнали от руководителя кафедры про “Зимний город”, так и влились в команду. Наша задача в проекте - блок управления приводами и электропроводка. Самое сложное в этом деле, чтобы все приводы работали корректно. Первое время вылезали мелкие неполадки, на устранение которых уходило много сил. Сейчас все механизмы отработаны”.

“ГАЗель” перемещается в двух режимах: автоматическом и дистанционном. И даже в дистанционном автоматизированы такие функции, например, как выжимание сцепления. Оператор просто переключает на пульте скорость, а автоматика выполняет свою работу.

Также на пульте есть кнопка аварийного выключения двигателя, позволяющая дистанционно заглушить двигатель “ГАЗели”. Таковы требования безопасности. Вторую кнопку установят на борту. Она будет физически размыкать цепь питания системы управления двигателя “ГАЗели”. Чтобы ни случилось с машиной, ее всегда получится остановить.

-8
-9
-10

ВАЖНО! В автоматическом режиме машина едет по карте. Тогда вообще проблем никаких нет. Она знает дорогу, распознает препятствия, пропускает пешеходов. Если карты нет, то авто не растеряется, а начнет ориентироваться на местности с помощью системы визуальной одометрии. И даже на заснеженной проселочной дороге сумеет разглядеть очертания пути.

“В будущем году мы приступим к этапу коммерциализации проекта, то есть выйдем на рынок с нашим продуктом. Совместно с академией зарегистрировали малое предприятие. Фонд инноваций и информационных технологий выделяет гранты на такие разработки в размере 20 млн рублей. Средства расходуются как на зарплаты сотрудников, так и на оборудование. Сейчас совместно с ковровским “Заводом им. В.А. Дегтярева” мы разрабатываем беспилотный транспорт для внутризаводских перевозок. Есть возможность использовать “ГАЗель” и для перевозки пассажиров, но это уже более отдаленная перспектива”, - добавляет Андрей.

Будем ждать. Возможно, совсем скоро по Владимирской области будет рассекать и беспилотный общественный транспорт.

Источник: Ключ-Медиа