На 96-ом году жизни скончался гениальный создатель Халка, Железного человека, Человека-паука, Фантастической четверки, Тора и Людей Икс.
«В мире никогда не будет другого Стэна Ли, — написал актер Крис Эванс, воплотивший на экране Капитана Америку. — На протяжении десятилетий он дарил молодым и взрослым приключения, комфорт, уверенность, вдохновение, силы, дружбу и радость. Он источал любовь и доброту и оставил свой след в жизнях очень многих людей. Эксельсиор!»
Дело всей жизни Стэна — компания Marvel — это не просто вселенная супергероев. Это целое поколение людей, которые выросли на комиксах и фильмах об обычных людях, которые нашли в себе силы изменить мир.
От миллионов любителей комиксов, до миллиардов зрителей в кинотеатрах —все мы следили за тем, как Человек-Паук терял возлюбленную, а эгоистичный миллиардер превращался в самоотверженного Железного человека.
Знал ли молодой Стэнли Либер, что ему суждено изменить мир не меньше, чем его персонажам?
История 1. Стэн Ли принимает главное решение в своей жизни
Биография «Стэн Ли. Создатель великой вселенной»
«Стэн, мы должны создать кучу новых супергероев. Ты сам знаешь, что на это, черт побери, есть спрос», — рявкал издатель Marvel Мартин Гудман на своего редактора Стэна Ли.
Ли провел десятки лет жизни, выпуская множество книг, которыми большинство взрослых пренебрегало, — от глупых рассказов про животных до военных и романтических историй. Он работал вместе с Джо Саймоном и Джеком Кирби над ранними комиксами о супергероях, но они так и не стали популярными.
«Мы пишем полную чушь... настоящий мусор», — сказал он своей жене Джоан. «Я хочу уйти, — признался он. — Хотя после всех этих лет я не знаю, где еще смогу добиться успеха. Это глупое занятие для взрослого человека».
Обеспокоенный и напряженный, он размышлял об альтернативной карьере, но не знал, куда податься. Что, если он не сможет содержать свою семью? Как поступить? Он рассказал Джоан о неотложном задании Гудмена и попросил у нее совета.
«Если ты все равно собираешься отказаться, почему бы тебе не сделать книгу такой, какой бы ты хотел видеть ее сам — вне рамок вашей системы? — сказала она. — Худшее из того, что может случиться, — это то, что он уволит тебя, но ты ведь все равно хочешь уйти».
Тогда Стэн решил последовать ее совету, взял карандаш в левую руку и набросал новых фантастических героев, чьи сверх-способности проявились после аварии на космическом корабле. Используя прием аллитерации, который так любил, Ли назвал свою команду «Фантастической четверкой» (Fantastic Four).
Им было суждено не только спасти Землю и всю вселенную бесчисленное количество раз, но и сохранить карьеру Стэна Ли и навсегда изменить американскую культуру.
Подробнее о жизни Стэна Ли — в биографической книге «Стэн Ли. Создатель великой вселенной Marvel. Биография»
История 2. Скромный ларек комиксов напротив порномагазина превращается в соперника DC
«Marvel VS DC. Великое противостояние»
«Фантастическая четверка» имела фантастический успех. Новый образ супергероев попал в самое яблочко и особенно понравился старшим и более опытным читателям.
«Великолепная графика, потрясающие персонажи и рассказы более взрослые, чем в любом другом журнале, —написал читатель Лен Блейк в письме, которое опубликовали в четвертом выпуске «Фантастической четверки» («Fantastic Four»). — Вы определенно задали новую тенденцию в комиксах: рассказы о персонажах, похожих на настоящих, живых людей, а не о белых и пушистых борцах за вселенскую справедливость, которые только оскорбляют средний интеллект читателей».
Очевидно, «Marvel» удалось найти что-то совершенно новое, и в следующие несколько месяцев Ли с коллегами представили читателям и других героев в том же новаторском стиле, что и четверку. Они были самыми обычными людьми, на которых — цитируя известное высказывание — свалилась «огромная ответственность» и которым пришлось самим разбираться, как дальше жить со своими новыми способностями и думать, как их лучше применить.
В 1962 году Ли и Кирби знакомят нас с Халком – ученым Брюсом Беннером, который попал под гамма-излучение при взрыве бомбы, когда пытался спасти подростка, который случайно забрел на испытательное поле.
Человек-паук дебютировал в выпуске «Удивительной фантазии» («Amazing Fantasy») № 15 в августе 1962 года.
К 1963 году во вселенной «Marvel» уже жили Человек-муравей, Тор и таинственный Доктор Стрэндж, который не выходит из своего убежища.
Стэн Ли. Как создавать комиксы: эксклюзивное руководство по рисованию
Железный человек появился в марте 1963 года и был призван проверить новый жанр на прочность. Как поясняет Ли, он хотел создать персонаж, который с первого взгляда не понравится современному читателю. А кто может еще меньше понравиться читателям в свете событий «холодной войны», чем богатый высокомерный оружейный магнат?
Как и предыдущих героев, Железного человека (которого придумали брат Стэна Ларри Либер и художник Дон Хек) ждал головокружительный успех.
Продажи DC достигли своего пика в 1963 и с тех пор продолжали падать. Marvel же продолжал стремительно расти.
«Успех пришел к «Marvel» благодаря новому стилю повествования и тому, что их рассказы отражали реальный мир и были интересны все более широкому кругу взрослых читателей, которым надоели консервативные персонажи «DC», говорившие теми же словами, что и в 40-е, и в 50-е. Боже мой!» — говорит Ромита-старший.
Подробнее о соперничестве Marvel и DC — в книге «Marvel VS DC. Великое противостояние»
История 3. Король камео
В 2006 году, в честь шестидесятипятилетнего сотрудничества Marvel и Стэна Ли, компания выпустила серию комиксов, которая называлась «Стэн Ли встречает...». Ли был в ней персонажем, который общался со своими созданиями. Забавно, что большинству героев и злодеев в этой серии Ли не нравился.
Части проекта, над которыми работал Ли, содержали скрытые шутки и были пропитаны присущим ему юмором. В выпуске, где он встречается с Существом, Нью-Йорк заполнен рекламными щитами, на которых высмеиваются бывшие художники Marvel, такие как Джин Колан и братья Бускема, а также изображена реклама бритвенного станка, в которой Ли участвовал в 1976 году.
Титул «Короля камео» просочился и в другие медиа-проекты. 28 апреля 2002 года Ли озвучил анимированную версию себя в серии Симпсонов, которая называлась «Я яростный и желтый».
В ней он отбирает Бэтмобиль у ребенка и ломает его Существом. Когда ребенок начинает плакать, Ли комментирует: «Сломал или сделал лучше?» Затем его показывают слегка сумасшедшим, когда он разрывает на себе футболку и пытается превратиться в Халка.
Галантная знаменитость идет по красной ковровой дорожке, игнорируя привлекательную девушку. Он подходит к пожилому мужчине, стоящему в объятиях трех блондинок, и хлопает его по плечу. «Отлично выглядишь, Хеф!» — говорит он. Пожилой мужчина оборачивается, и оказывается, что это не Хью Хефнер, а Стэн Ли в своем очередном камео, на этот раз в фильме «Железный человек» (2008) с Робертом Дауни-младшим в роли Тони Старка. Фильм позже принесет около 585 миллионов долларов в мировом прокате.
Короткие появления в фильмах Marvel перенесли Ли на новый уровень славы и узнаваемости. Камео, которые фанаты так ожидают и предвкушают в каждом фильме, служат напоминанием о прошлом Marvel и подчеркивают роль Ли в создании вселенной. Внезапно у кинолюбителей, которые не знали ничего о Ли, возникли образ и лицо, соответствующие знаменитому имени. Такие появления для фанатов являются обязательным условием, особенно учитывая, что для многих камео Ли чуть ли не важнее самих фильмов.
Как Стэн Ли изменил мир
Не одно поколение художников, писателей, актерови других творческих личностей было задействовано во вселенной, которую создал Ли. Он изобрел «несовершенного героя» в комиксах, и тем самым передал важное сообщение целому поколению читателей, жаждущих перемен.
История ботаника-героя кажется совершенно приземленной. Ли дал читателям новый способ взглянуть на то, что значит быть героем, и изменил представление о том, кто может быть героем, многократно увеличив число покупателей комиксов.
Многогранный гений Ли был лицом и мозгом Marvel, а значит, лицом всей индустрии комиксов на 60 лет. Человек, который хотел написать великий американский роман, сделал гораздо больше. Без сомнения, он был одной из самых важных творческих икон в современной американской истории.
Покойся с миром, маэстро.