Найти тему
Реальное время

Истоки межнационального конфликта в башкирском Сибае

Оглавление

Политолог Раис Тайбугин рассказал откуда в Зауралье, где преимущественно живут башкиры, оказались курды и бывали ли там межнациональные конфликты ранее.

«С диаспорами вообще беда»

— Раис Фаритович, расскажите для начала, были ли раньше в Сибае и Баймакском районе стычки курдов с местными?

— С 2005 по 2010 годы я, работая в администрации президента Башкортостана, курировал межнациональные и межконфессиональные вопросы республики. Дважды, в 2008 и 2009 годах, мы с сотрудниками МВД ездили в Сибай, чтобы разруливать ситуацию с курдами. Так что случаи были.

— Откуда в Зауралье взялись курды? Что они там делают?

— В конце 1990-х там было несколько человек курдской национальности. В начале нулевых курдская диаспора начала стремительно расти. Занимались они мелким бизнесом — торговлей, производством мебели, держали кафешки. В 2009 году уже стали приходить сообщения о конфликтах: курды приставали к девушкам, избивали местных парней, настроения доходили до точки кипения. Кроме того, сибайцы были недовольны и тем, что курды сооружали себе некие мавзолеи-надгробия.

— Это курды-езиды или мусульмане?

— Езиды. Кстати, наши зачастую не отличают их от армян из-за характерных фамилий. И курдами их мало кто называет. Тогда мы выяснили, что официально зарегистрировано только около 200 человек, еще около 300 никак не были оформлены. То есть в 2009—2010 годах как минимум 500 человек — и только в одном Сибае.

-2

Надо сказать, что с диаспорами здесь вообще беда. Сейчас в этом направлении никто не работает, национальная политика толком не ведется, в отличие от того как было раньше. Мало того, что появились узбекские или таджикские базары, теперь же функционируют национальные мечети. Что там преподают, как ведется в них работа — никто не знает. Все идет при попустительстве органов власти — государственной или муниципальной. Все это накапливается — так появляются эти опасные опухоли. И власти, и общественность вместе должны этим вопросом заняться.

«Местные чувствуют себя незащищенными»

— Хотите сказать, что национальную политику в регионе запустили во времена Хамитова?

— И раньше при местных так называемых баях на местах все это уже начало проявляться, когда вопрос пустили на самотек. Где-то был элемент коррупции, где-то попустительства, где-то намеренно что-то проводили. Думали, само все пройдет. Но само не рассосется, это же как опухоль. И этот вопрос остро стоит не только в Сибае или Баймаке. Просто там он вылился в СМИ, народ активно выходит на улицы. И власти теперь жалуются, что население выносит сор из избы. Остальные пока что молчат. В Баймакском районе, кстати, недавно была стычка с азербайджанцами, в Уфе — с армянами.

Местные чувствуют себя незащищенными. Им кажется, что правоохранительные органы защищают приезжих, у которых всегда водятся деньги.

Если между местными народами, проживающими здесь веками (в первую очередь башкиры, татары, русские), таких споров не возникает, то с теми, кто обосновался здесь недавно, такое происходит периодически. Сегодня в Башкортостане, к сожалению, нет ни духовного, ни национального ориентира. Надо разработать внятную концепцию. Иначе все время будем наступать на одни и те же грабли.

— Почему Сибай, Баймак и в целом Зауралье являются столь неспокойными? Все время происходят какие-то межнациональные стычки.

— Районы Зауралья — экономически депрессивные. Сибай на 60—70 процентов является дотационным. Когда-то Баймакский район и Сибай были процветающими муниципалитетами: входили в десятку районов по социально-экономическим показателям. Потом произошел резкий упадок экономики, теперь население встревожено.