Найти тему

Кумыс, напиток богов

Жил- был в Америке позапрошлого века один человек. Он страдал от пристрастия к морфию и оттого, что дамы его не любили. Пытаясь избавиться от этих проблем (чем и славится Америка, там их не копят, а решают), он обратил внимание, что листья некоего растения как-то ощутимо взбадривают. Стараясь совместить эти свойства с утолением жажды, он придумал напиток, которому дал название кока-кола, потому что производился он из листьев растения коки и экстракста из орехов растения колы. В нем действительно содержался кокаин, который изъяли только через пятнадцать лет производства - оказалось, что от него негры бунтуют! Сегодня от этого напитка, кажется, только очень толстеют, однако некоторые врачи утверждают, что он наносит организму существенный вред. Обо всем этом можно почитать в интернете, на сайте Википедия, в соответствующем разделе.

Зачем же я начал рассказ о кумысе с иностранного пойла? Все дело в названии. Даже и сегодня люди стараются называть продукт по тому, что есть в его составе, а не по тому, что пить его надо мало или много или только по утрам. Конечно, какой-нибудь молодой народ может решить по созвучию со словами своего языка, что кока-кола к примеру означает то, что надо ее пить по чуть-чуть. Но, разумеется, это не будет правдой, потому что есть история, в которой зафиксировано, как было дело в реальности.

Обратимся и мы к книге, в которой есть интересующие нас сведения. Это «Археологический словарь» известного археолога, председателя Археологического общества России и нашего земляка Геральда Матюшина.

Вот что написано там о доместикации, иначе говоря, об одомашнивании животных. «Первыми были одомашнены собаки - в мезолите, потом овцы и козы, крупный рогатый скот и несколько позднее - свиньи. Каждое из первых домашних животных было доместицировано в различной области: овца - на высокогорье Турции и Ирака, коза - в Загросских горах в Иране, крупный рогатый скот – на Анатолийском плато в Турции. Период одомашнивания завершился между 9000-7000 г. до н.э. Лошадь была одомашнена в степях и лесостепях Ю.Приуралья и С. Понто-Каспия в VI тыс. до н.э. В IV-III тыс. до н.э. были здесь уже коневодческие поселения (Ботай). На Ближнем и Среднем Востоке лошадь появляется лишь во II тыс. до н.э. Когда на Среднем Востоке появились первые домашние животные, на с.

умеренной зоны Европы обитали еще мамонты. Переход от жизни за счет охоты к сельскому хозяйству ок. 11-12 тыс. лет назад называют неолитической революцией».

Помните ли вы предыдущую статью о том, как наши предки научились печь хлеб? Что это значит? Это значит, что стали меньше умирать дети и старики! Ясно, что питаться грубым мясом им не по зубам, что называется. И кстати, тогда стариками были люди уже чуть ли не в сорок лет – такова была продолжительность жизни.

Значит, стало больше людей, а старики успевали передать свои знания молодежи, что тоже служило делу. Видимо, именно тогда появились зачатки священных текстов – «Авесты», «Ригведы», эпоса «Урал -батыр». Хлеба стало так много, что он доставался и поэтам!

И люди стали распространяться по земле. Посмотрите на карту – из гор Загроса они спустились на Анатолийское плато, потом пошли в степи Северного Прикаспия и лесостепи Южного Приуралья, то есть к нам, на Урал, на территорию современного Башкортостана. Вообще-то это и есть природный ареал обитания дикой лошади. Именно здесь ее приручили, больше было негде, и именно нашим предки, больше некому. Обратите внимание, что в Европе в это время еще жили мамонты. Это означает, что тамошние дикари их еще не до конца истребили, потому что жили первобытным стадом, слабые и бессильные. Таковы факты.

Но вернемся чуть назад. Люди одомашнили овец и коз. Но они их не только банально кушали, они научились их доить! На изображениях из кургана Солоха, что хранятся сейчас в Эрмитаже, изображены скифы, которые доят овец! Не случайно у курдов до сих пор есть овечий сыр «панир». По курдски «шван» означает «пастух», а у французов, потомков индоариев, коза называется «шево». И французы тоже делают знаменитый свой козий сыр!

Ну уж, если древние доили коз и овец, им ничто не помешает доить и коров, а затем и лошадей! А поскольку молоко кобылиц более кислое, чем коровье, то они и должны были назвать его так – кумыс! Или, если разложить на слога кхау + мыз. «Кхау», которые затем перешло просто в «кы», означает доить, а «мыз» по курдски означает кислый! Так башкиры его и называют – кымыз – до сих пор.

Но кумыс- это целое производство. Проверим, что означают названия предметов, которые используются при его изготовлении. Ступа, в которой делают кумыс, называется «хаба». Так же называется и бурдюк, в котором хранится жидкость. По курдски «хаба» означает кожа животного, вывернутая наизнанку. Но это и правильно- наши предки, которые пришли на Урал и одомашнили лошадь, принесли с собой бурдюки, а не ступки. Дерева-то нет такого в Загросе и степях Каспия! И сперва кумыс делали в бурдюках!

А вот палки, которыми взбивают кумыс, - они называются бешкэк. Это от глагола «бешеу», что в курдском «пешь», а в русском «печь»! Процесс приготовления кумыса и заключается в том, что его «пекут», передавая жидкости кинетическую энергию! Просто подогреть нельзя, это будет просто горячее молоко.

Представьте себе первую реакцию на кумыс людей, которые привыкли поглощать молоко коровье в гигантских количествах. Мы же помним, что это единственный напиток, который имеет в своем составе достаточный градус алкоголя! Наш знаменитый уфимский ученый Салават Галлямов считает, что, возможно, кумыс и есть знаменитая хаома- сома – божественный напиток, которому поклонялись индоарии.

Считается, что он изготавливается из особого растения. Но если мы посмотрим, что пишут в книгах о его действии, то мы поймем, что это относится как раз к кумысу - «Заратуштра призывает Хаому и просит у него разума, храбрости, здоровья, роста, процветания, телесной силы, силы управлять желаниями и победы над нечестивыми, так чтобы мог он победить зло, сотворенное злыми людьми и демонами (Ясна 9:17-18). Далее Пророк молит его о здоровье тела, долгой жизни, сияющей обители праведных, воплощении его желаний на земле, полной победе над нечестивыми и предвидении их злых намерений (Ясна 9:19-21). Хаома дарует ему эти блага. Подобным же образом Хаома дает знания стремящимся к ним, мужей зрелым девушкам, прекрасных отпрысков и праведное потомство женщинам и рай праведным (Ясна 9:22, 11:10). Преданный почитатель взамен посвящает ему его тело (Ясна 10:14, 11:10). Благочестие и радость входят в дом, где живет Хаома (Ясна 10:1)». Ну разве это не про кумыс?

Я начал свой рассказ с заморского напитка, который разрушает здоровье, а закончить хочу нашим, который его дает. Выбор, мне кажется, очевиден как для тех, кто хочет жить долго и счастливо, так и для тех, кто хочет жить мучительно и мало. Я поднимаю стакан с пенистым кумысом, радуясь, что наши предки отыскали такой волшебный напиток, чокаюсь с Салаватом Галлямовым, который и поведал мне все вышеизложенное, и желаю вам долгих лет жизни, уважаемые читатели!

#кумыс #уфа