В прошлой части мы закончили на том, что из-за внутренних распрей и бездарности в ведении внешней политики, англосаксонская незавимость попала под большую угрозу со стороны викингов, которые как выяснилось, умеют не только грабить и воевать, но и разделять и властвовать. На долю упомянутого вскользь Альфреда, младшего брата короля Уэссекса, выпадет непростое время, и речь здесь будет преимущественно о нем, а не о викингах, которые из года в год работают по одной той же схеме.
Спустя год после событий описанных в прошлой части, когда последнему из 4х Английских королевств удалось избежать участи 3х других, король Уэссекса Этельред умирает. И в 871 году его место занимает младший брат Альфред (пока еще не великий). Тут стоит рассказать о том, что Альфред был образованным и незаурядным человеком, он изучал древние римские труды, некоторое время жил при дворе Карла Лысого (Короля франкского государства), а в 50х годах несколько раз посетил Рим. И После коронации он сразу же принимается за реформацию военного аппарата. Первое чем занялся новоиспеченный король это строительство флота, которое могло бы хоть как то конкурировать с морскими силами северян. Делалось это в строгом секрете. В этом же году даны захватили Лондон, и давать им повод раньше времени вторгаться в Уэссекс не хотелось. Вторым этапом Альфред начал закладывать основы для формирования воинского сословия. Он разделил королевство на военные округа, в которых, каждый надел был обязан предоставить одного юнита и за свой счет снабдить его всем необходимым для ведения боя. Из городов так же призывалось н-ное количество рекрутов. Собранная таким образом армия была разделена на гарнизонную, базирующуюся в городах и селениях, и действующую, которая собственно и должна была вымести викингов с острова. Теперь, когда народное ополчение отошло на второй план, крестьянские силы можно было направить на укрепление фортов, а выдающихся дружинников понемногу наделять землей и освобождать от работ в поле.
В это время викинги приводят в порядок захваченные и опустошенные войной земли. Ветераны великой армии оседают и начинают заниматься земледелием и торговлей. Хальфдан отправляется разбираться с восстанием в Нортумбрии. Он берет с собой часть войска и перекладывает свои полномочия хранителя восточной Англии на Гутрума, конунга который так же прошел всю военную компанию в Англии от вторжения в Нортумбрию до экспансии Восточных земель и Мерсии.В 876 году Хальфдан разделяет Нортумбрию. Северная провинция, Берниция (от Дарена до Фортского залива) завоевывает себе независимость, и ее центром становится крепость Бамборо (синий цвет на карте). Все что южнее, конунг поделил со своими ребятами, центром оставил Йорк. А сам он, через пару лет, по результатам битвы при Странгфорд-Лох отправляется вальгаллу.
Параллельно с этими событиями, Гутрум запасается провизией и слегка перевооружает свое войско. Торговля у викингов всегда шла рука об руку с войной. Он добивает опустошенную Мерсию, свергает Бургреда, сажает на трон свою марионетку и после этого спокойно и размеренно вторгается в Уэссекс (опасаться было нечего, союзников у последнего королевства не осталось).
Итак, после зимовки в Кембридже, что на востоке Мерсии (черный крестик), даны выдвигаются в Уэссекс и по земле и по воде. Успешно уклоняясь от крупных сражений, захватчики рассекают Уэссекс и занимают женский монастырь, где то в Дорсете (красный крестик). Туда же пригоняет Альфред. Монастырь был расположен на холме между двух рек, осаждать тяжело и повторяется тот же сценарий, что и при осаде Ноттингема. Альфред хотел как то договориться, но первое время даны на контакт не шли. Когда же, идущая по воде подмога, столкнулась с новеньким флотом англосаксов и была вынуждена отступать к Эксетеру (зеленый крестик) викинги стали несколько сговорчивее. Альфред наступает на те же грабли что и его брат в Ноттингеме. Он выплачивает захватчикам контрибуцию и меняется с ними заложниками. Взамен викинги как минимум должны были покинуть Уэссекс. Но внезапно этого не происходит. Викинги прыгают в свои драккары и вслед за своими, уходят в Эксетер. Когда до наивного малыша Альфреда доходит, что договаривались они не так, он пытается безуспешно нагнать морских разбойников. Ситуация скверная, но делать нечего. Альфред перегруппировывает войска и идет осаждать Эксетер. Датский флот же, по пути в Эксетер настигает карма. Сильный шторм топит львиную долю кораблей (больше половины точно). Эта катастрофа передает инициативу англосаксам.
Осада Эксетера длится несколько месяцев, после чего Гутрум капитулирует. Даны возвращают военнопленных, и не получив ничего взамен, бегут в Глостер (желтый крестик). Там они распиливают Мерсию примерно так же, как Хальфдан распилил Нортумбрию. За пару десятков лет разорений, большинство крестьянских наделов обеднели и потеряли своих лордов. Их места теперь заняли ветераны британских походов. Только наш скандинавский герой Гутрум не взял земель и не занялся мирным земледелием. Он все еще заглядывался на Уэссекс.
Рождество 878 года. Альфред давно распустил свою армию и готовил подарки для своих близких в городке Чиппенхем. Какой дурак будет воевать зимой 9го века? А вот. То ли зима была не слишком суровой, то ли северяне во главе с Гутрумом были слишком горячими. Как бы то ни было, но 5го января, в канун рождества Христова викинги покинули уютный Глостер и напали на Чиппенхем. Отдыхавший там Альфред чудом не лишился головы и бежал в великие сомерсетские болота. Это был большой провал для Гутрума. Ресурсов на то что бы подчинить себе Уэссекс у него не было, единственное на что он мог рассчитывать это пленить Альфреда, и либо заставить его прогнуться, либо убить и посадить на трон своего человека.
Про то как Альфред скрывался на болотах современники слагали легенды. В одной из них рассказывалось о том, как он переодевшись менестрелем, проник в лагерь викингов. Там он всю ночь развлекал недругов что бы выведать их планы. Но у северян никаких особенных планов и не было. Они рассыпались по окрестностям и продолжали отжимать у местных все что плохо лежит. Теперь железная рука Альфреда(с его всякими реформами) не казалась англосаксам такой уж тяжелой. Народ начал объединятся в партизанские отряды и то тут то там кусать лагеря викингов. Тем временем Альфред собрал вокруг себе небольшое ополчение и отстроил крепость где то на западе сомерсетских болот. Оттуда он совершал небольшие вылазки, и тайно собирал войско на борьбу с захватчиками. Когда освободительное ополчение было собрано, англосаксы марш броском за полтора дня доходят до лагеря основных сил викингов. Северяне, будем честны, совсем к такому были не готовы. Так что бой длился не долго Гутрум с мужиками решил бежать тактически отступить в крепость Чиппенхем. До того что было дальше многие наверное догадались. Стандартная средневековая схема, когда все сидят, и периодически кидаются в друг друга камнями и трупами пленных. Спустя две недели не очень кровопролитной осады, стороны приходят к соглашению. Альфред крестит Гутрума и изгоняет его из Уэссекса. Они делят сферы влияния на восточную Англию, что бы хоть как то худо-бедно сосуществовать в мире. Так появляется Данелаг (Danelaw).
На этом дела Альфреда, теперь официально Великого, не заканчиваются. Не смотря на то, что с идейным вдохновителем и непосредственным лидером викингов — Гутрумом было покончено, множество небольших отрядов разбойников все еще ходили через ла-манш в Уэссекс и болтались там, в ожидании когда им кто-нибудь наконец стукнет по носу. Уповать на то что Гутрум сдержит свое слово в случае если Уэссекс ослабнет тоже не приходилось. Одним словом надо укреплять государство, пока ветер не подул и оно опять не рассыпалось. И Альфред укрепил. Помимо внутренних реформ,укрепивших его власть и восстановивших хозяйство и науку, король Уэссекса развернул грамотную внешнюю политику. Он помог встать на ноги Мерсии заключил пару выгодных династических браков, и в 884-886 годах отвоевал Рочестер и Лондон которые занял какой то сброд. Все это очень краткий пересказ достижений Альфреда которые заслуживают отдельной пасты.
Вот так даны получили то, зачем пришли, хоть и не в полной мере. Установили свои права, и свой уклад жизни на львиной доле англосаксонских земель (которые те в свою очередь давным давно отжали их у бриттов) и ушло у них на это примерно 90 лет (793-886). В средневековье многое зависело от личности правителя и окажись на Уэссекском троне менее одаренный человек англосаксам пришлось бы куда хуже.
Автор: Карл Стольгиченко