Найти в Дзене
Миллионер.ру

РАЗЫГРАЛИ НОРВЕЖСКИЕ СТРАСТИ

«Гедда Габлер» в театре им. А.С Пушкина, или как женская логика свела в могилу

Анна Бояринова

Фото: Владимир Майоров

-2

Понять женщину и логику ее поступков – задача не из легких. Понять героиню норвежского драматурга Генрика Ибсена Гедду Габлер в этом смысле трудно вдвойне. Понять же главную героиню премьеры «Гедда Габлер» в постановке Анатолия Шульева на сцене театра им. А.С. Пушкина – задача совершенно невыполнимая. Как бы не пытались обосновать ее образ  режиссер и столичные театралы, из представленного публике не следует ничего. Что неприятно, так как трактовка образа главной героини в спектакле является промахом единственным, но очень весомым.

-3

Гедда, ее играет Александра Урсуляк, – дочь генерала, скончавшегося незадолго до действия пьесы. Она выходит замуж за молодого научного сотрудника Йоргена в исполнении Алексея Воропанова, с которым они покупают дом и пытаются зажить счастливо. Не получается: Йорген живет ожиданием должности на кафедре, проблемами своей тетушки Юлианы, которую играет Наталья Николаева, а Гедду преследуют странные видения, завышенные требования к жизни, неудовлетворенность всем и вся. Однако она представляет интерес для окружающих ее мужчин – судьи Бракка в исполнении Бориса Дьяченко, старого друга ее отца, и Эйлерта Левборга, его играет Александр Матросов, с которым ее муж вместе учился и в которого она была сильно влюблена. Появляется рукопись романа, который Эйлерт создал вместе с женщиной по имени Теа, ее играет Анна Бегунова, и который всем кажется гениальным. Рукопись теряется, ее находит Йорген, доверяет Гедде на хранение, но та решает ее уничтожить. После выяснений отношений с Геддой, Эйлерт погибает нелепой смертью. Йорген решает восстановить с Теей рукопись по памяти. Гедда застреливается.

-4

Вот такой непростой сюжет в конце XIX века придумал Ибсен. Он движим характером главной героини, о котором сам писатель говорил как об очень непростом. Но он же говорил, что беда Гедды – в несвободе, которой обусловлено положение женщины в те времена. При всей своей незаурядности она, по задумке автора, была заложницей обстоятельств и бессильна независимо от мужчин изменить свою жизнь. Создатели спектакля решили представить Гедду как героиню мускулинную: солдатские полусапоги, серые свободные брюки, небрежно заправленная рубашка, – вот ее одежда. В обстановке ремонта в современном провинциальном доме, а именно такое пространство авторы спектакля создали на сцене, выглядит вполне гармонично. Между тем такой образ Гедды говорит не о каких-то абстрактных желаниях что-то сделать со своей жизнью, а о намерениях это сделать здесь и сейчас – очень уж он воинственный. Если бы действие происходило в движущемся поезде, то такая героиня спрыгнула бы с него и пошла прочь от этой надоевшей семьи, быта, мужа. Однако нет – в спектакле она живет ситуациями, прописанными ей Ибсеном. И возникает несоответствие.

-5

Допустим, социальные условности, в которые поместил Гедду Ибсен, ничего не значат. Она сама виновата в своем бессилии, и тогда можно закрыть глаза на ее воинственный облик. Понятно же все должно стать из того факта, что она генеральская дочка – избалованная, капризная, взыскательная. Однако загвоздка в том, что в первом действии, когда закручивается сюжет, это не явно: был отец – отца не стало. Все. Знать же всю эту грустную историю заранее зритель не обязан. В своем подавляющем большинстве, он ее не знает. И видит то, что показывают: как какая-то женщина, которой вечно все не нравится, нервно бегает по сцене, лихорадочно разливает в бокалы вино, ее движения то резки, то плавны, у нее галлюцинации, она любит пострелять из пистолета. Складывается впечатление, что она либо пребывает под неким дурманом, либо психически нездорова. Никакие обоснования на сцене не срабатывают.

-6

Тут на помощь могли бы прийти слова, которые произносит героиня Урсуляк, то, как она их говорит. Однако снова разочарование: практически все фразы, которые Ибсен придумал для этой непростой женщины, произносятся актрисой со странной невыразительностью. То есть выразительность есть, но не та: все, вне зависимости от смысла, актриса декламирует – с пафосом, напыщенностью, чеканя слоги. Например, фразы «Я первая спросила» и «Вы не должны мне говорить «ты», произносятся совершенно одинаково – интонационно завышаясь к концу. Очень быстро создается впечатление, что в арсенале актрисы три-четыре интонации, которые она применяет то тут, то там.

-7

Во втором действии создатели спектакля решили уравновесить нервозность Гедды, с которой она предстала перед публикой. Практически все время она просто сидит на стуле лицом к залу и отвечает на вопросы других героев. Это позволяет героине продемонстрировать не только свою прыть и неуравновешенность, но и обыкновенное человеческое естество, замаскированное прежде. Она неподдельно грустна, смотрит в зал глубоким взглядом, прямо как с афиш спектакля. Не сказать, что вызывает сочувствие, но ей верится. Такое ее проявление, кажется, единственное, понятное залу. Только этого явно недостаточно, чтобы снять все возникшие ранее вопросы.

-8

Это тем более удивительно, потому что Урсуляк считается хорошей актрисой. У нее даже есть «Золотая Маска». Однако здесь на фоне своих партнеров ее работа кажется крайне наигранной. Контраст усиливается как раз тем, как первоклассно перевоплотились Воропанов и Матросов (кстати, однокурсники по школе-студии МХАТ Урсуляк), Николаева и Дьяченко. Как ярко женскую уязвимость сыграла Бегунова. Все их герои узнаваемы, но не типичны, шаблонов здесь нет. Смотреть на них одно удовольствие. Такое же удовольствие доставляет музыка Полины Акуловой – это лиричные струнные мелодии.

-9

Однако этих маленьких радостей недостаточно, чтобы спектакль оставил какое-то светлое впечатление. А вот вопросы «Зачем это смотреть сегодня?» и «О чем это все?» возникли.