Бабуля моя всю свою жизнь пахала, как проклятая. Деревня в Подмосковье, бедная семья – мать-одиночка, 5 сестер и брат, огород, корова, домашние дела, еще и в колхозе помощь – бабушка работала в коровнике. Школа за 15 километров от деревни, чаще не ходили, а лазали по лесу в поисках пропитания, потому и окончила только 3 класса. А тут еще и война…
Рассказывала о том, как вывозили их, всех, кто мог держать лопату, на рытье окопов для обороны Москвы – грязь и мороз, руки в кровь и постоянный голод, хоть на работах и кормили…
- Вот так намаешься лопатой целый день, заползаешь на печь и тебе уже все равно, что где-то там грохочет и взрывается. Когда пошло наступление на Москву во всех домах нашей деревни ночевали солдаты – вповалку на полу, лишь бы крыша была над головой. Сегодня наши, завтра немцы, через неделю опять наши, потом опять немцы. Мы всем семейством заползали на печь, а если ночью приспичит «до ветру», то идешь прямо по рукам и ногам – никто не просыпался, они как будто в летаргический сон впадали, так уставали. Нам иногда еда доставалась, пробовали мы, хоть редко, но все-таки, нашу кашу и немецкий шоколад.
Детишки всей гурьбой выбегали на улицу, когда видели танки – для нас это была какая несусветная диковина, и без разницы чьи они, главное поглазеть. По осени ползали по колхозному разбомбленному полю – выгребали руками мерзлую картошку, летом было попроще – лебеда и кора с деревьев. Так и прошла вся война - в наблюдении за передвижением войск, с лопатой в руках, в голоде и холоде.
Но вот благодатный Крым, где растет все, что душа пожелает ( Здесь о том, как семья бабушки уехала из деревни), а бабуля моя человек трудолюбивый, поэтому каждый клочок земли во дворе чем-то засаживался. У нас рос огромный инжир, плоды которого я собирала ведрами и ведрами же съедала. Росли шикарные розы, вперемешку с кустами томатов. Когда отчим развалил сараюшки, появилась еще полоска земли в несколько метров – бабуля с удвоенной силой рванула ее засаживать. Там по каменной, бутовой стенке вились огурцы, тут и там торчали красные и желтые перцы, двор пестрел розовыми цветками фасоли и желтыми граммофонами кабачков.
А потом бабушка вышла замуж, за приятного, седовласого мужчину Арсентьевича, совместно с которым начала очищать мой любимый пустырь от лопухов и делать там огород.
Здесь я получила первый урок о том, что все тайное становится явным. Как-то страшно мне не хотелось идти в школу, и я не придумала ничего лучше, чем симулировать температуру. Для этого я закипятила чайник и сунула в него термометр. Естественно, что градусник тут же лопнул и ртуть растеклась внутрь. Ртуть опасная штука, подумала я, и…закопала чайник, прямо с кипятком и остатками градусника там, на пустыре.
В школу пришлось идти, а позже мама долго искала, куда делся чайник и термометр, устраивая всем, а в первую очередь мне, дознания. Но не сдается врагу наш гордый Варяг – куда делся чайник я не знаю, твердо стояла я на своей версии. В конце концов мама плюнула, купила новый чайник и другой термометр, но тут начались раскопки огорода…
Много лет подряд перегнивающая свалка и нетронутый человеком участок в итоге выдали прекрасную землю, которую пришлось просеивать от осколков и неперегнившего мусора, но зато это был практически чернозем, дававший невероятный урожай.
И среди этого мусора нашелся чайник, с остатками несчастного термометра. Ух и получила я тогда. Кстати сказать – больнее всего стоять коленями на гречке – она, сволочь, острая, впивается в коленки до умопомрачения. Никогда не закапывайте чайники и не экспериментируйте с гречкой…
Теперь на новом городе сажали картошку, моркови, зелень, горох, болгарский перец. Арсентьевич выстроил маленький домик с двумя кроватями и тумбочкой, поставил под сливой столик, через дождевую яму перекинул мостик – получилась дача, на которую не надо было ездить. Вскоре к нашим трудам присоединились соседи, которые тоже похватали себе участки и растили пропитание. В мою задачу всегда входила, помимо домашних дел, о которых чуть позже, прополка, поливка, вскопка, подвязывание, сбор колорадского жука, сбор урожая, разведение навоза в огромной бочке и прочее-прочее, что нужно делать садоводу. Помню, как однажды бабушка попросила вскопать участок, а мне так надо было спешить на улицу к подружкам, что я вскопала за 5 минут и умчалась. Когда бабушка, выглянул в окно, увидела меня гуляющую, а огород вскопанным, то не поверила своим глазам. Но тайна открылась очень быстро – просто я вскопала огород ровно на 3 сантиметра вглубь – тыкнула лопатой, комочек зацепила, вывернула его наизнанку и дальше. Получила нагоняя и пришлось перекапывать под бдительным оком рассерженной бабушки…
Конечно, бабушка делала львиную долю работы по огороду, но и на мой век хватило. Мама практически не учувствовала, она была занята домом и отчимом, а со временем на меня возлагалось все больше и больше обязанностей, но это уже другая история…
В моей жизни очень много событий – хороших и плохих, страшных и не очень, неудачных и счастливых, смешных и грустных. Подписывайтесь, ставьте лайки и я вам еще много чего расскажу!
Все герои данного повествования абсолютно реальные и любые совпадения с персонажами описанными в тексте оправданы их настоящим существованием.