Татуировка на Ближнем Востоке и в Северной Африке имеет долгую историю. Как только татуировка начала считаться украшением, ее популярность упала во многих регионах. Ислам порицал татуирование и чернила под кожей обрели социально неприемлемый оттенок. Сегодня арабская молодежь вновь обратила внимание на этот культурный аспект и приступила к изменению его восприятия в обществе.
Несмотря на то, что сохранилось не так много исторических свидетельств (записи, фрески и прочие археологические артефакты), можно утверждать, что уже 4000 лет до н.э. в Египте была распространена татуировка. В отличие от остального мира наносили ее преимущественно женщинам.
Археологам удалось обнаружить останки женщины в возрасте от 25 до 34 лет, датируемые 1300-1070 годом до нашей эры. На теле женщины насчитали более чем тридцать тату религиозного значения, многим из которых приписывались исцеляющие свойства и защита от болезней.
Если рассматривать поздние периоды истории, то у берберов и бедуинов так же прослеживается своя традиция татуировки. К примеру, в горах Среднего Атласа у берберских женщин, нанесение тату было своеобразным ритуалом инициации, при достижении определенного возраста. Узоры обычно состояли из линий, точек, треугольников и окружностей, и наносились на подбородок, щеки, предплечья и между глаз. Помимо эстетической нагрузки они выполняли и функцию оберега от злых духов. По мере распространения ислама каждое новое поколение бедуинов и берберов все реже прибегало к такой традиции. Доходит до того, что современные старушки не прочь избавиться от таких ритуальных тату на своем теле, считая это харамом.
Тату в наше время
Хотя ислам запрещает татуировки, потому что они считаются формой членовредительства, законы, связанные с татуировками, варьируются от страны к стране. Так в Иране нет четко прописанного закона запрещающего татуировки, но власти руководствуются правилами ислама, чтобы пресекать такую деятельность. Несмотря на то, что в Иране нет тату-салонов, местный андерграунд вполне удовлетворяет спрос молодежи на татуировку.
В Объединенных Арабских Эмиратах нет запрета на татуировки, но тату-салоны не сильно распространены. В Дубае, с населением свыше трех миллионов, всего два тату-салона: Dubai Tattoo и Huzz Ink. Вместо сеансов в салонах граждане и приезжие предпочитают пользоваться услугами частных специалистов, и вот за это уже можно получить тюремный срок. В Иордании тату индустрия хотя и сталкивается со значительными трудностями, все же находится по эту сторону закона. Именно в Иордании, в 2007 году, появился первый салон Huzz Ink.
Невзирая на неоднозначность законов касательно татуировки, желающих получить рисунок на своем теле хватает как в легальных, так и подпольных салонах.
Христианство, как и ислам, запрещает татуировки, но это не мешает коптским христианам в Египте продолжать следовать своим традициям. Многие набивают крестики на запястьях или тыльных сторонах ладоней. Это один из способов выражения гордости за свою религию и идентификации. Традиционно египетские копты делали татуировки во время паломничества в Иерусалим. Сегодня они по-прежнему используют специальные деревянные штампы, чтобы получить татуировки в виде креста.
Эти штампы играют роль трафарета, который позволяет тату-мастеру быстрее делать свою работу. Такие оттиски могут передаваться в семье из поколения в поколение поэтому несут в себе не только практическую функцию, но и сакральную. Такие татуировки, с целью подчеркнуть свою религиозную принадлежность делают не только взрослые, но и дети.
Коптские христиане в Египте рассматривают татуировки совсем иначе, чем в остальной части региона БВСА(Ближний Восток и Северная Африка). Другие христиане и мусульмане продолжают негативно относиться к татуировкам и призывают своих детей не делать их. Даже в семьях, которые не очень религиозны, татуировки не приветствуются, всегда нужно будет учитывать момент публичности, и возможность скрыть свое тату.
29-летний иорданец Бараа, проживающий в Дубае, не имеет ничего против татуировок. Он считает, что "тело, как и всякий дом, нуждается в декорировании", и намеревается сделать свою первую татуировку. На вопрос почему же он ждал так долго, он ответил, что ислам не поощряет тату, теперь же, когда он не ассоциирует себя с этой религией, готов нанести рисунок на кожу. Бараа хочет узор в виде арабской вязи.
" Как араб, я хочу то, что будет соотноситься со мной", - говорит он.
Однако, молодой человек слегка тушуется, когда речь заходит о том, поддерживает ли семья его выбор.
"Существуют две вещи которые контролируют человека: религия и культура. И штука в том, что культура сильнее религии", - говорит он.
Для его семьи это означает, что независимо от взглядов на религию или того, как имидж татуировки меняется в среде молодежи, его родители не согласятся с тем, что противоречит культурным убеждениям иорданского общества. Между тем, его жена поддерживает его решение сделать татуировку и даже предложила заплатить за нее в качестве подарка на день рождения.
Хотя религия играет определенную роль в принятии решения о татуировке, многие молодые люди также обеспокоены реакцией своих друзей и семьи. Те, кто выбирает татуировки, либо уже заручились поддержкой своей семьи, либо вовсе на нее не рассчитывают. Некоторые даже планируют сделать такие татуировки, которые легко можно будет скрыть от родственников.
В последнее время отмечается увеличение спроса на татуировки среди арабской молодежи, отмечают это и сами тату-художники. Мохаммед Зуби иорданский татуировщик работавший как в Иордане так и в Ливане.
"Татуировки стали эквивалентом стиля и взгляд иорданцев на них поменялся", - говорит Мохаммед. Однако, процент тех, кто считает это харамом все еще велик. Зуби и сам имеющий татуировки говорит, ему плевать, что о нем судачат окружающие.
В противоположность другим странам Ближнего Востока и Северной Африки, в Марокко очень много тату-салонов.
Александр Гусев - 30-летний тату-мастер из Санкт-Петербурга, работает в Марракеше и Касабланке. Он мастер по художественной татуировке в Tattoo Studio Marrakech, владельцем которой является Самир, открывший этим летом вторую студию в Касабланке. Его клиентами являются как марокканцы, так и иностранцы.
Большинство отдает предпочтение арабской вязи, берберским орнаментам или руке Фатимы (hamsa) - стилизованное изображение руки означающее удачу.
Тело Александра густо усеяно татуировками. "Местные поражаются такому обилию татуировок на моем теле, для них это в новинку", - говорит он. - "Впрочем жители Марракеша спокойно это воспринимают, это туристический город, а многие иностранцы имеют татуировки".
"Tattoo Studio Marrakech очень много делает для продвижения культуры татуировки в Марокко.", - утверждает Саша. Марокканской молодежи гораздо проще обзавестись качественной татуировкой в следствие большого количества тату-салонов и высококвалифицированных мастеров.
Культура татуировки в регионе БВСА напоминает маятник. Он уже качнулся от уважаемой формы искусства в древние времена до статуса харам в нынешнем религиозном климате, и теперь арабская молодежь своим отношением к культуре татуировки позволит ему качнуться вновь.
по материалам SELENA RINCON "Arab Youth is Changing Tattoo Culture in the Middle East"