Воскресные торжества в Париже по случаю столетия окончания Первой Мировой войны показали: среди своих союзников президенту Трампу некомфортно, да и выглядел он весьма одиноко.
- Европейские лидеры прибыли на Елисейские поля на автобусах и плечом к плечу прошли к Триумфальной арке. Президент Трамп и первая леди Мелания вошли отдельно, когда главы государств и правительств уже заняли свои места под навесом.
- После Трампа последним на церемонию явился президент Путин, чему Трамп оказался рад больше, чем президент Макрон и канцлер Меркель.
- На Парижском форуме мира, прошедшем в тот же день позже и посвященном поиску решений для усиления глобального управления, Трамп не появился. Вместо этого он отбыл в Вашингтон, где был уже в воскресенье вечером. В понедельник, на который в США пришелся федеральный праздник, у Трампа не было запланировано ни одного публичного мероприятия.
Всё это не должно удивлять никого, кто знаком с брендом “America First”, под которым Трамп действует на мировой сцене. “Лидер свободного мира” с пренебрежением относится к мультилатерализму, системе международных отношений, основанной на многосторонних соглашениях. Он постоянно критикует недостаточный финансовый вклад союзников США в безопасность, с которыми, в добавление к этому, у США внушительный торговый дефицит. Недавно Трамп назвал себя «националистом», добавив, что, хотя он и желает благополучия всему миру, он точно не глобалист, но хочет «прежде всего позаботиться о своей собственной стране».
Данная позиция не нашла понимания у союзников в Европе, о чем Макрон сказал открыто на церемонии, заявив, что национализм является «предательством» патриотизма. Позже в интервью CNN он добавил: «Я верю в кооперацию между народами… тогда как националисты часто основываются на одностороннем подходе».
Либеральные СМИ в Америке и частые критики Трампа, с опасением наблюдающие за тем, как Трамп отворачивается от мира, поспешили согласиться с Макроном.
- Колумнист WaPo Дэвид Игнатиус в эфире “Morning Joe” прокомментировал позднее прибытие Трампа на церемонию отдельно от других лидеров: «Это было заявление: “Я здесь, но в действительности я не с вами”. Я слышу от европейцев, что они столкнулись с вероятностью того, что Америка, избравшая Трампа, в будущем может избрать еще одного Трампа: “Может быть, эта страна не та, какой мы ее считали”. Как мы слышали от Макрона, они вынуждены размышлять о своей безопасности в ином ключе, что может означать снижение зависимости от США».
- Дэвид Роткопф, бывший редактор журнала “Foreign Policy” с иронией отметил: «Кажется, изоляционизм работает: вы когда-нибудь наблюдали американского президента настолько изолированным, каким Трамп был в Париже?»
Предложение Макрона подумать о создании европейской армии для защиты в том числе от США, о котором выше говорит Игнатиус, не оставило равнодушным Трампа: по пути во Францию он назвал его "оскорбительным". А по возвращении домой, во вторник, Трамп выразил недоумение: "Эмманюэль Макрон предлагает Европе создать собственную армию для защиты от США, Китая и России. Но во время обеих мировых войн врагом была Германия. Как всё это отразилось на Франции? В Париже уже начинали учить немецкий, пока не пришли США. Платите за НАТО или не платите!"
Трамп является легитимно избранным президентом США, и на подобные действия он получил мандат от американского народа. В прошлую пятницу постпред США в ООН Никки Хейли на заседании Совета Безопасности представила размышления по вопросу мультилатерализма, которые, несмотря на свойственную Хейли мягкую и интеллигентную подачу, вполне соответствуют и риторике, и действиям Трампа:
- Хейли напомнила, что США являются крупнейшим донором в бюджет ООН, поэтому поддержка Америкой мультилатерализма – не миф и даже не риторика. Налогоплательщики США обеспечивают 20% финансирования ООН.
- Однако, «если честно», американские налогоплательщики часто ставят под вопрос свою щедрость по отношению к ООН. Мультилатерализм не всегда выгоден, посетовала Хейли: «Порой мы могли бы эффективнее продвигать свои принципы и интересы, действуя самостоятельно». У американцев есть законные основания ожидать возврата инвестиций в мультилатерализм. «Это не благотворительность, а вклад в мир, безопасность и соблюдение прав человека во всем мире».
- Мультилатерализм не может быть хорош сам по себе. Хорошими или плохими могут быть лишь его цели. И очень часто мультилатерализм терпит неудачу. Хейли заявила, что снисходительное отношение Совбеза к авторитарным режимам не достойно поддержки, которую оказывает ООН американский народ. Эти средства должны быть направлены только туда, откуда США могут ожидать ответную дружбу и сотрудничество.
Purple Angle Take: как видно из заявлений Трампа и членов его администрации, монетарная составляющая внешней политики США приобретает все более значительную роль в принятии решений. Внешняя политика и торговля рассматриваются Трампом как одно целое, а значит дальнейшая критика союзников продолжится. Союзники воспринимают это как подрывание системы многолетних доверительных отношений и, вероятно, будут вынуждены двигаться в сторону большей самостоятельности в вопросах обеспечения безопасности. Этот клин в европейско-американских отношениях, хотя бы с тактической точки зрения, выгоден России, за что на Трампа внутри страны обрушивается дополнительный объем критики и обвинений в тайных связях с Россией и её лидером.