Тема сегодняшнего дня - кинематограф. С ностальгией и критикой реальности. Известно, что настоящее искусство объединяет людей. Знаменитые фильмы, снятые в СССР любят и помнят во многих бывших советских республиках. Они есть часть нашего коллективного прошлого. Современный российский комедийный кинематограф это, как правило, пошлость с закадровым хохотом, снятая для рейтингов и кассовых сборов. Другие виды искусств стремятся к тому же. Результат не заставляет себя ждать - до общности и единения нам теперь далеко.
Порой сцены, задуманные для юмора вызывают смех сквозь слезы, а иногда и отвращение. После серых будней действительности есть желание посмотреть хорошее, доброе кино, лучше комедию с острой сатирой, которая была в знаменитых фильмах Гайдая. Настоящий шедевр юмора - фильм "Бриллиантовая рука". Известно, что в Баку, где снимали картину - на той самой дороге изображают неловкое падение украинцы, грузины, русские и говорят знаменитое "черт побери". Так настоящее искусство объединяет все нации, несмотря на все конфликты, которые мы нажили в XXI веке.
В "Бриллиантовой руке" отображена действительность прошлого: борьба с контрабандой, идеал советского гражданина, живущего на одну зарплату, а заграничная поездка - редкорадостное событие не только для "руссотуристо", но и для всей его семьи, показан тотальный контроль жителей со стороны общественности в лице управдома, ее мелочность.
Превосходно изображено общество советского периода с его жесткими правилами и устоями, которым неукоснительно должны следовать все граждане СССР. Это настолько искреннее и доброе кино, в нем нет ни единого намека на злобу или ненависть, приносящее самые радостные и теплые эмоции от просмотра, показывающее на какие смелые поступки может быть способен с виду неуверенный и застенчивый человек. «В кинокомедии должно быть как можно меньше слов, а те, которые есть, обязаны быть лаконичными, отточенными, бьющими точно в цель» — говорил Гайдай. Своим принципам он оставался верен всегда.
Мы вспоминаем его творчество и подразумеваем хорошее настроение. Его фильмы очень гармоничны и разобраны на цитаты, все знают их наизусть. Он отмечал, что "люди и так тяжело живут - пусть хоть немного посмеются". Кинорежиссер с блестящей памятью, искал простые, бытовые вещи в обычной жизни и показывал их в фильмах. У Гайдая было одно мерило успеха - зритель. Сейчас многое изменилось. Многие нынешние режиссеры снимают картины на заказ, ради славы или распила выделенных денег из бюджета. Искусство отражает мир. Хотя это уже вряд ли можно назвать искусством.
Совершенно точно подметил Сергей Бабаев (телеведущий), сейчас расхитителей государственных денег стало гораздо больше, чем раньше и комедия Гайдая "Операция Ы" выглядит вполне современно.
В тоже время кино настоящего о казнокрадах-современниках молчит, несмотря на обилие примеров. В фильмах нет персонажей, похожих на Шурика, выводящих прохвостов на чистую воду, наказывающих лентяев и дармоедов. Сложно вспомнить и какой либо фильм об идеале российского гражданина.
Комедий о взяточниках и коррупционерах не снимают, мы имеем лишь варианты аналитики с сатирическим уклоном, да и то, только в неофициальном движении энтузиастов, которые выкладывают свое творчество на Youtube.
А сюжетов для комедий у нас предостаточно. Например, фильм может быть о том, как ракеты превращаются в элитное шале. Еще фильм может быть о том, как дельцы из силовой структуры покупают капусту по цене манго. Много картин можно снять о том, как строятся дворцы, дороги, как приобретаются яхты и элитные земельные участки, квартиры, автомобили. Остается только уповать на то, что за подобными сценариями будущее. Оно еще не наступило.
P.S. Недавно на экраны вышла грандиозная сага "Годунов", посвященная самой тревожной, смутной и героической эпохе российского царства. В картине было ярко показано, как Годунов изобличил казнокрадов, а главного казначея секли у лобного места. С тех пор прошло больше 400 лет, поэтому этот сюжет дошел до глаз зрителей, срок давности говорит сам за себя и цензура здесь неуместна. Интересно сколько сотен лет пройдет, когда в исторических фильмах будущего расскажут о размахе нынешних расхитителей казны?