Найти тему
Профессор Лис

Как малайцы башни строили

Оглавление

Малайзия - небольшое государство в Юго-Восточной Азии.

В XX веке, когда по всему миру проходил научный и технический прогресс, Малайзия у большинства людей из развитых стран все еще ассоциировалась с джунглями и этническими деревнями.

Наконец, власти Малайзии решили заявить о том, что их страна может соревноваться даже с самыми продвинутыми и современными странами. Разумеется, само заявление не имело бы смысла без значимого поступка.

В начале 1990-х в Куала-Лумпуре освободилась огромная площадь в 40 га в самом центре густо застроенной столицы, из-за необходимости переноса ипподрома, стоявшего там, за черту города. Примерно в это же самое время крупная нефтегазовая корпорация "Petronas" нуждалась в огромном бизнес-центре, где она могла бы разместить свои офисы.

Начали строится грандиозные планы о возведении небоскреба, самого высокого из всех существующих на тот момент зданий во всем мире. Власти решили, что в центре данной площади будут располагаться 2 башни-близнецы, которые вместят в себя помещения для офисов, отелей, торгового центра, развлекательного комплекса и даже мечети. Здания окружит зеленая зона для отдыха и развлечений.

Так как малайцы не имели опыта строительства высотных зданий, для такого ответственного дела было принято решение позвать специалистов из Нью-Йорка, которые, безусловно, были профессионалами по части возведения небоскребов. Причем, каждой из 2 башен занимались представители разный строительных компаний. Предполагалось, что конкуренция положительно скажется на качестве и сроках строительства.

Неожиданный рекорд

Когда инженеры приехали на площадку, их поверг в шок тот факт, что рабочие уже готовы были начать строительство, но отсутствовали геологические изыскания местности. Естественно, без них работать было невозможно, и поступило распоряжение срочно бурить скважины для изучения образцов грунта. Результаты оказались ужасающими.

Оказалось, что под одной башней, как предполагалось ранее для обоих зданий, находится скальный прочный грунт, а под другой более мягкий и хрупкий, такое основание не выдержало бы столь огромный и тяжелый небоскреб.

Начальный проект строительства. Красным показана примерная граница прочного и непрочного грунтов.
Начальный проект строительства. Красным показана примерная граница прочного и непрочного грунтов.

Инженеры предложили необычное решение: сдвинуть здания в сторону так, чтобы обе башни находились под менее прочным грунтом.

Итоговый проект строительства. Красным показана примерная граница прочного и непрочного грунтов.
Итоговый проект строительства. Красным показана примерная граница прочного и непрочного грунтов.

Перед возведением было необходимо забить огромного число сваи на глубину 100 метров ( ~ три 10-этажки) до твердого грунта. Поле этого под зданием залили громадную бетонную фундаментную плиту.

Таким образом Башни Петронас стали рекордсменами по самым длинным сваям и самому большому по объему бетонному фундаменту в мире. Их рекорд и на сегодняшний день никто не побил.

Это цирк? Это музыкальный фестиваль? Нет, это строительная площадка Башен Петронас!

Куала-Лумпур находится с тропиках. Дожди там такие, что мало точно никому не покажется. Льет не то, что "как из ведра", а будто из целой бочки размером с город.

Не знаю, на кого из строителей снизошло такое несчастье, но именно в день залития фундаментной плиты пошел этот ужасный тропический ливень.

Состав бетона всегда рассчитывается довольно строго, малейшие отклонения могут привести к изменению его характеристик не в лучшую строну. Слишком большое водо-цементное соотношение приводит к хрупкости бетона. Проще говоря, слишком жидкий бетон, особенно в фундаментной плите - большая беда для строителя.

Сроки строительства и так задавались слишком короткие, работа шла день и ночь 7 дней в неделю. Промедление даже на один день было недопустимо. Поэтому возведение фундамента продолжили, несмотря на ливень.

Над площадкой натянули громадный тент, равный по площади примерно полусотне цирков-шапито. Благодаря нему качество фундамента получило не хуже запланированного.

Новые технологии

Обычно основой высотного здания является стальной каркас. Для Малайзии этот вариант был слишком дорогим, так что проект башен предполагал строительство из бетона с минимумом металлических элементов.

Ранее небоскребы из бетона не строились, т.к. он не способен выдерживать такие колоссальные нагрузки. Необходимо было изготовить бетон по ранее неизвестной технологий. Исследователи перепробовали огромное количество вариантов состава бетона и, наконец, нашли тот, который удовлетворял бы всем требованиям. Бетонная смесь для Башен Петронас содержала кварц, который значительно увеличивал ее прочность.

Испытания бетонных образцов для каркаса проводились периодически на протяжении всего строительства. В некоторый момент было замечено, что образцы одной из партий не проходят испытания. Этот факт поверг инженеров в ужас, так как продукция этой партии уже была использована для строительства нескольких этажей (непонятно только, как материал был допущен на стройплощадку без предварительной проверки). После проведения экспертизы здания обнаружилось, что один из этажей не удовлетворяет необходимым требованиям. Его поручили немедленно снести, и отстроить весь этаж заново.

После этого эксперты поняли, что образцы конструкций необходимо проверять до того, как они будут применены в строительстве (Кто бы мог подумать?!).

На фото можно рассмотреть каркас башен: бетонные колонны, расположенные по периметру, соединенные горизонтальными балками, на балках монолитные бетонные перекрытия.

Башни Петронас в процессе строительства. Фото с сайта chrontime.com
Башни Петронас в процессе строительства. Фото с сайта chrontime.com
Башни Петронас в процессе строительства. Фото с сайта chrontime.com
Башни Петронас в процессе строительства. Фото с сайта chrontime.com

Двухэтажные лифты

На лифты в башнях отводилось очень мало места. Но трафик внутри здания обещал быть колоссальный, поэтому нужно было найти оригинальное решение в стесненных условиях.

Инженеры предложили следующую идею: В каждой шахте находятся 2 объединенные кабины, одна останавливалась только на нечетных этажах, другая - только на четных. Если вы находитесь на четном этаже, а вам необходимо попасть на нечетный, вы поднимаетесь по эскалатору, расположенному возле лифта, на этаж выше и заходите в лифт с его площадки.

"Небесный мост"

Правила пожарной безопасности - самые главные требования, которым должно удовлетворять здание (помимо своей прочности и устойчивости). Но даже если небоскреб будет идеально удовлетворять этим требованиям, опасность останется огромной.

Простите, что, возможно, подкину вам еще одну фобию в жизни. Но если пожар распространится хотя бы по одному этажу в нижней половине высотного здания, то людям , находящимся на его верхних этажах (а в Башнях Петронас на них могло жить и работать до нескольких тысяч человек) будет крайне затруднительно покинуть здание, а, порой, даже невозможно. Конечно, современные своды правил по пожарной безопасности содержат в себе требования для таких случаев, например, вертолетную площадку на крыше здания, но в небоскребах, о которых идет речь в данной статье, они не были предусмотрены.

Тем не менее проблема была, а значит, ее необходимо было решать. Инженеры подумали, что в таком случае башни могут работать, как единое здание, если соединить их переходом в средней части. Если посетители одной из башен будут находиться в "огненной ловушке", то они смогут перейти в другую башню, в которая обеспечит им безопасный выход из здания.

Такой переход был назван "Небесным мостом". Люди могут перемещаться по нему не только во время пожара. Из его остекленных стен отрывается прекрасный вид на столицу.

Мост между Башнями Петронас
Мост между Башнями Петронас
Вид перехода изнутри
Вид перехода изнутри
Вид на город из перехода между башнями
Вид на город из перехода между башнями

Несмотря на громадное количество сложностей и проблем, возникавших на стадиях проектирования и строительства, Башни Петронас были сданы в срок (привет российским застройщикам). Они стали самым престижным и посещаемым объектом в стране.

Сейчас башни являются символом Малайзии и Куала-Лумпура, а также одними из самых высоких зданий на планете.

-9
-10
-11

Понравилась статья? Оцените ее и обязательно напишите, что вы думаете по поводу данной темы в комментариях. Также не забудьте подписаться на канал, на нем вас вас ждет еще очень много интересных статей ;)