«Некрасивое должно быть некрасивым»
Санкт-Петербург – город кинематографичный, даже синефильский: уж очень хорошо выглядит, так и хочется всё заснять. Не раз улицы и площади, парки и кладбища, даже типовая застройка попадали в кадр. Город в кино тоже стал мифом, у которого есть две стороны: болезненно-декадентный, эстетичный Петербург - и глянцево-туристический Питер. К сожалению, в поле зрения зрителя часто не попадает ещё один взгляд на город – Ленинград Ильи Авербаха.
Илья Александрович родился в Ленинграде в 1943 году. После школы, как положено в еврейской семье, он поступил в медицинский вуз и даже несколько лет после этого поработал врачом. Но «вовремя» понял, что это не его, и поступил на Высшие сценарные курсы при Госкино СССР и Высшие курсы сценаристов и режиссёров при «Ленфильме». Уже через года дебютировал он как автор новеллы «Папаня» в фильме «Личная жизнь Кузяева Валентина». В том же 1967 году Авербах официально стал режиссёром на Ленфильме.
«Монолог» 1972 года – фильм Авербаха, где образ города не менее важен, чем игра Маргариты Тереховой или музыка Олега Каравайчука. Есть фильмы такой категории, которые крутят где-то в 11 утра по каналу «Культура». Но иногда можно случайно заболеть и остаться дома на диване, лениво щёлкая по кнопкам пульта. Случайно переключиться и понять, что перед вами что-то прекрасное. «Монолог» - это история интеллигентного и постоянно рефлексирующего старичка-профессора, который всю жизнь сильно любил кого-то, но не получал любви в ответ. Его мир – это маленький особнячок, преданная домработница, любимая внучка, коллекция оловянных солдатиков. Этот мир невозможен вне города.
— А вы когда-нибудь любили, Эльза Ивановна?
— Нет, никогда. Но мне столько раз об этом рассказывали, что я всё отлично себе представляю.
Композиция кольцуется прогулкой главного героя по набережной Невы, по осенним скверам и улицам, по территории университета. Взросление, старение, страдания – всё проходит, а Ленинград остаётся таким же, каким и был. «Все пройдёт, а иначе как жить?» - утешает он в конце плачущую по несчастной любви внучку. В 1973 году фильм был номинирован на золотую пальмовую ветвь на Каннском фестивале.
Совершенно другой город Илья Авербах снял в «Голосе» 1982 года. Здесь почти нет Ленинграда и его строгой красоты – это скорее посвящение ленфильмовскому миру с его коридорами, курилками, буфетом и кабинетами. Темнота и пустота, ссоры и склоки, бесконечная спешка и крики, в которых происходит рождение фильма. Ещё это мир окраинных больниц с зелёными стенами и шумных трасс. Только один взгляд брошен на красоту города – прощальный взгляд с балкона на ржавые крыши и жёлтые стены.
А ещё здесь можно найти зашифрованный портрет Олега Каравайчука в образе постоянно исчезающего композитора. Его сыграл актёр МДТ Сергей Бехтерев, который потом снялся в «Настройщике» Киры Муратовой, которая тоже сотрудничала с Каравайчуком. Такие вот красивые линии судьбы.
«Это картина-пробег, что многих в ней как раз и не устраивает. Человек ведь так любит насладиться в кино собственным чувством. А мы хотели, чтобы он не успел насладиться вволю. Пусть что-то застрянет в каких-то клеточках, а ощущение от увиденного — оно пусть возникнет, но позже, после картины»
Последняя работа Авербаха - документальный фильм «На берегах пленительной Невы» 1986 года. На первый взгляд ничего необычного, халтурка хорошего режиссёра про достояние СССР, туристическая открытка для того, кто никогда сюда не приедет. Ленинград с высоты птичьего полёта, Летний сад… Ну, красиво, дальше-то что? Но что-то здесь даёт понять, что это настоящее выражение любви к своему городу, точный авторский взгляд.
Так каков же Ленинград Авербаха? Строгий, графически точный, без приукрашиваний. Потому что, по словам режиссера, «некрасивое должно быть некрасивым». Это фон для рефлексий и бесконечного внутреннего монолога, напоминающий о том, что все человеческие горести когда-нибудь пройдут.
Поддержите наш проект, если понравился материал!
Весь контент Знай Города — это не только наши силы и умения, а еще и внешние ресурсы, время и иногда даже техника.