Был я когда-то давно книготорговцем и написал тогда вот такие тезисы про книжный рынок.
Первый тезис (и он же основной) - современные книготорговцы это торговцы разноцветной бумаги. Очень часто небольшие рисунки и изображения на этой бумаге удивительным образом складываются в слова, слова в предложения, предложения в абзацы, абзацы в смыслы, а смыслы в повествование. Так возникает книга. Не будем мифологизировать, а скажем просто: книга - это бумажный (по преимуществу) носитель информации, в котором информация изложена в графическом виде, в 2D-измерении. Современная книжная отрасль почти полностью зависит от современной же химической промышленности, так как на изготовление носителя нужны бумага и красители.
Второй тезис - современная книжная отрасль это изготовление и реализация информации + носителя. При этом существуют альтернативные формы информации - по преимуществу книги в электронном виде. В плане производства эти носители дешевле и как бы это сказать «эргономичней».
Третий тезис - мы реально много читаем. Современный человек живет в эпоху текста, когда количество создаваемой и потребляемой информации в виде текста намного больше, чем создаваемой и потребляемой информации в любых других формах. Да, действительно, мы подчас читаем полную ахинею, но это не отменяет того факта, что мы читаем по преимуществу (в частности, читаем и пишем, например, в мессенджерах, намного больше, чем говорим). Более того, наше основное средство производства - компьютер, заточен именно на различении текста и скажем так «усвоении» информации через текст. Мы пишем код, машина различает код, мы даём машине текст в виде файла и она распознаёт его и т.д. И именно так работают люди и машины. Настоящее не представимо без машин, распознающих текст и без людей взаимодействующих с такими машинами. Забежим вперёд и сделаем вывод - будущее за информацией в виде текста, на таких носителях, которые удобны в работе с машинами.
Четвертый тезис - итак будущее. Каким оно предстает. Первое и самое важное - бумажные носители все-таки уступят электронным. Сразу и бесповоротно? Нет, это будет происходить медленно, но верно. В основе этого процесса будет лежать не желание каких-то отдельных акторов (например, правительств стран, неких философов от книготорговли или общественных организаций), а детерминизм монетизации электронных носителей. Что это значит? Монетизировать бумагу легко - напечатал на ней текст и ее цена выросла на порядок, нарисовал красивую обложку и несколько картинок внутри книги и цена выросла ещё чуть-чуть. Монетизировать электронный носитель куда сложнее, так не вполне понятно за что человек платит - явно не за носитель, иначе маржа составляла бы миллионы процентов. За информацию? Но, что мешает получить ее бесплатно? Файлообменники, электронные библиотеки, peer-to-peer обмен - все это обыденное настоящее. И дальше будет большое. Монетизация, а именно в форме получения прибыли с деятельности, вот что важно. Лично я вижу несколько путей развития электронной книжной отрасли: 1. Эндаументальность - целевое финансирование производства конкретного нарратива под конкретные нужды конкретной группы людей (например, обладатели и фанаты какой-нибудь конкретной марки автомобиля совместно издают и оплачивают книгу посвящённую особенностям ремонта и эксплуатации данной марки). 2. Монетизация через рекламу по контексту и бренду. Нечто подобное уже есть - допустим у вас есть тематический сайт или канал на Яндекс.Дзен. Вы получаете деньги за свои тексты от кликов по рекламе.
Другой вариант этого же университетский профессор ведёт свой канал на Ютубе (или любой другой площадке) и частично монетизирует свои знания (тут конечно остаётся вопрос о популяризации науки и собственно научной деятельности, но оставим его открытым). Количество способов монетизации деятельности растёт очень быстро - от денег с контекста (как в случае с тем же Дзеном) до токенизации человеческой жизни как таковой (подробнее здесь:). Факт остаётся фактом - электронная книга принципиально монетизируема через эти новые способы, а значит может приносить деньги.
Учитывая все вышеизложенное можно сделать простой вывод - «форм-фактор» потребления информации меняется из-за определённых сдвигов как в технической реализации процесса потребления, так и в появлении новых способов заработка на этих сдвигах. Ну и как следствие измениться книжный рынок. Как по мне - книга в бумажном виде в конечном итоге превратиться в арт-обьект, она все больше будет напоминать обьект искусства и меньше содержать полезной информации. Естественно это будет происходить не сразу, а сууупер медленно. Во многом из-за инерции книжного бизнес-сообщества с одной стороны и развития альтернативных форм получения информации (допустим специализированных каналов в мессенджерах).