Тот, кто смотрел хоть одну картину Пола Гринграсса, среди которых не только два лучших фильма о Джейсоне Борне, но еще "Капитан Филлипс" и "Потерянный рейс", знает, чего можно ожидать от "22 июля". Это не просто просмотр фильма, который на следующий день сглаживается, а через год практически забывается. Это фильм, который настолько эмоционально ярок, что он остается с тобой на всю жизнь.
И дело тут не только, да и не столько в ужасах, которые Гринграсс не боится показывать на экране. Ведь 22 июля не просто запомнился Норвегии, как самый страшный день в ее истории, но и как день, когда общество восстало против насилия, отреагировав строго по закону. В этой реакции, в том, что она говорит об устройстве современного мира, какую надежду подает на будущее новому поколению, в этом Гринграсс заинтересован более всего. Поэтому "22 июля" тяжелый для просмотра фильм, ваше сердце будет в заложниках до самого конца титров, но посмотреть его надо всем без исключения, потому что всем есть, что извлечь из этой невероятной, грустной, завораживающей истории.
Для незнакомых с историей, 22 июля 2011 года 32-летний гражданин Норвегии по имени Андерс Брейвик, националист и радикал, связанный с антиисламистскими группами, взорвал бомбу в правительственном квартале Осло. После этого он проследовал на остров Утёйе, где находился летний лагерь для детей правящей элиты. Прежде чем его успели остановить, Брейвик расстрелял 67 человек. Еще 110 получили тяжелые ранения. Фильм Гринграсса показывает все эти события во всей их ужасающей прогрессии, однако основное внимание после теракта уделяется Вильяру Хансену, одному из выживших, борьба которого за нормальную жизнь и спокойное существование выходит на первый план во второй части картины.
Вильяру пришлось очень нелегко. Его ранили в голову, несколько дней он провел в коме, после чего ему заново пришлось учиться всему: ходить, есть, общаться с окружающими. Вильяр становится для Гринграсса и зрителя проводником, показывающим, как страшны последствия теракта не только из-за загубленных на корню жизней, но даже для выживших. Ведь они остаются сломанными возможно до конца своей жизни, и эта борьба, Вильяра в том числе, за то, чтобы быть нормальным, чтобы вести полноценную жизнь, не вздрагивать при каждом громком звуке, мечтать о будущих свершениях и иметь смелость посмотреть своему убийце в глаза - это трогает и вдохновляет больше всего.
Гринграсс снимает в ультра-реалистичной манере, в деталях воссоздавая практически документальную картину произошедших событий. Он не использует типичных приемов, не стремится к выставлению красивых кадров или сочинению исключительной музыки. Оператор будто снимает героев издалека, так чтобы они поняли, что на них направлена камера. Саундтрек фильма вообще минимален, его зачастую заменяют звуки, которые окружали героев в те моменты. Это создает невероятный эффект присутствия, как будто ты не смотришь фильм, а живешь им. От экрана становится невозможно оторваться. Гринграсс заставляет особенно остро прочувствовать все ситуации, в которых оказываются герои: от акта терроризма Брейвика до последовательно восстановительного периода Вильяра.
В главе угла у Гринграсса всегда оказываются люди. Он не стремится сделать из их судеб сенсацию. Напротив он зачастую ищет тихие моменты, будь то в семье Вильяра с его отцом и матерью, или в тюремной клетке Брейвика, в которой тот осознает свое глубокое одиночество. Эти моменты, не без помощи феноменально одаренных молодых норвежских актеров, оживают и рассказывают о персонажах гораздо больше, чем приступы гнева или насилия. Гринграсс очень чутко и последовательно выстраивает эмоциональные арки героев, позволяя им полностью раскрыться перед зрителем.
"22 июля" особенно важен в нашу эру нетерпимости и стремления к закрытым границам. Еще в самом начале фильма Вильяр говорит, что в его районе никто не относится к эмигрантам или жителям с другим цветом кожи иначе. Людей ценят не за это, а за то, что они привносят в общество, как они ведут себя по отношению к соседям. Вильяр выражает надежду, что такая же терпимость по отношению друг к другу может быть по всей стране, но если пойти дальше, то терпимость, взаимовыручка, ассимиляция разных культур уже развивается по всему миру. Через интернет, через свободные путешествия по планете мы встречаем людей отличных от нас и в то же время абсолютно таких же. Мы заводим друзей, мы узнаем о чужих проблемах и беспокойствах и делимся своими. Ведь мы все люди, которые хотим одних и тех же вещей, не важно кто мы или где мы находимся. Важно лишь, что наша сила заключается в единстве, а не в построении стен, закрытии границ, отказе эмигрантам в убежище и бесконечном страхе всего инородного.
Оценить картину самостоятельно вы можете уже сейчас на потоковом сервисе Netflix.