Недавно сочинил злобный текст про известную крупную компанию, но пришлось его отправить в архив невостребованных черновиков, потому что за время написания фельетона герои успели реабилитироваться по всем эпизодам: и мастеров нашли, и деньги пересчитали. А ставить ближнему в вину исправленные ошибки, по-моему, неправильно.
Зато летний сюжет про диспансеризацию в районных поликлиниках получил продолжение. Если помните, суть в том, что в 2018 г. из списка выкинули самые элементарные исследования, даже анализ мочи. Но потом с помпой сообщили, что один из “лишних” анализов (PSA) все-таки можно бесплатно сдать. В порядке особого благодеяния к выборам.
Шесть человек в белых халатах. Одна медсестра, собственно, брала кровь из вены. А 5 (пять!) ее коллег оформляли бумажки. Двое в коридоре, двое в кабинете, и еще одна в фойе просила поделиться впечатлениями (это, Петька, цифровая экономика). Делиться не буду, поскольку подозреваю: у несчастной медсестры такая переработка, что она не только вену, руку от ноги отличает с трудом. Выскажу общие соображения. Не надо обижать организаторов шоу психиатрическими ассоциациями. В их отчетности простенький анализ фигурирует под гордой вывеской “онкологический скрининг”. Надо же чем-то подкрепить претензии. Чем? Кучей бумажек, естественно. Спорить с исполнителями бесполезно, потому что это не ошибка, которую можно исправить, а стратегия, которой гордятся. Есть мнение, что она продиктована коммерческими соображениями: экономить на медицине. Но на переоснащение поликлиник действительно были потрачены огромные деньги. Параллельно оптимизоиды увольняли специалистов, способных с новым оборудованием работать. Но кого-то же принимали взамен. Вы уверены, что “кадровые резервисты ФАНО” обходятся дешевле, чем врачи?
Я - нет. Зато весь мой опыт (бытовой и журналистский) говорит о том, что сейчас конфликты с коммерческими фирмами (даже крупными) удается разрешить примерно в восьми случаях из десяти. Если, конечно, самому не быть лохом. Знать свои права. Не реагировать на рекламу. Не брать взаймы у ростовщиков. Не культивировать собственную тупую лень, перекладывая человеческие обязанности на “автоплатеж”, который безропотно оплатит из твоего кармана песок в Сахаре. Не открывать доступ к трудовым сбережениям через проходной банк, то есть мобильный двор. И, конечно, вовремя заботиться о приобретении реальной профессии, чтобы потом положение на рынке труда не зависело исключительно от господской милости.
Пока у буржуя нет принудительных полномочий, у всех остальных остается право выбора и пространство для маневра. И если самим не забывать про свои интересы, он вынужден принимать их в расчет.
В конфликте с государственной конторой, наоборот, в восьми случаях из десяти человек упирается в бетонную стену: начальство право вне зависимости от права и от самой реальности, причем как в делах общенародных, так и в местной конкретике. Но каждый раз, когда описываешь очередной образец д’эффективного менеджмента, оскорбительного для здравого рассудка и разрушительного для страны, приходят как бы сочувственные отклики: правильно! долой капитализм!
Для меня это непостижимо. При чем тут капитализм, коммерция и рынок, если подлянка устроена госслужащим в волевом приказном порядке за счет средств, изъятых у благодарного населения через ФНС? Тогда и князь Игорь Рюрикович был капиталистом: торговал тем, что его дружинники собрали с подданных.
Даже в медицине коммерциализация как главный источник заразы - под вопросом. В культуре, науке, образовании ею даже не пахнет, никто не собирается отправлять молодежь из университетов в шахты или получать рыночную выгоду от подмены знаний “универсальными компетенциями” и пр. белибердой.
Так давайте (в порядке лечения гепатита водкой и ожирения сникерсом) отнимем права и полномочия у жадных буржуев и передадим… Кому? Любимому государству, такому социальному-социальному. Персонально Топилину, Скворцовой, Котюкову и, конечно же, чете Набиуллиных. А то им не хватает власти, чтобы окончательно оптимизировать все живое вокруг.
Илья Смирнов, историк