Чем заканчиваются все войны на земле? Торжеством победителей, дележом того, что удалось отнять у побеждённого соперника, а войны большие, глобальные - ещё и переделом мира или, как это принято говорить в наши дни, «перераспределением сфер влияния»... В XIX веке до таких дипломатических тонкостей «опускались» не часто, а победители просто делили «праздничный пирог» в соответствии со своими аппетитами и возможностями.
Для решения судеб Европы осенью 1814 года в Вене собрался международный конгресс, продолжавшийся несколько месяцев. Судьбу Европы решали короли, императоры и их доверенные лица: дипломаты, военные. Но за ними внимательно наблюдали, стараясь «быть в курсе событий», сотни тайных разведчиков, среди которых можно было найти и рядовых агентов, и высокопоставленных «информаторов». Знать намерения и степень упорства «союзника» было не менее важно, чем быть в курсе военных приготовлений противника. Целые тучи тайных агентов пытались выведать тайны дипломатов и часто вполне в этом преуспевали.
У французского короля Людовика XVIII, были два важнейших агента - камергер австрийского императора Зикинген и один из самых высокопоставленных офицеров австрийского штаба. Но и у австрийского министра иностранных дел К. Меттерниха, который был хозяином конгресса (он заседал в Вене), к услугам была не только вся венская полиция, но и специально созданная для этой цели разведывательная организация.
Его агентами были французский дипломат, сардинский министр, посол папы римского, представители богемы и даже литературного мира. Дипломатическая почта вскрывалась, слуги дипломатов подкупались, агенты рылись в корзинах для бумаг... Немало в Вене было и русских агентов, хотя Александр I и не был готов к таким масштабам тайной войны. А зря, поскольку в это время многие бывшие союзники России уже договаривались о союзе против неё!
В Венском конгрессе участвовали представители всех стран Европы (кроме Турции или, как она тогда называлась, Османской империи). Россию представляли император Александр I, а также высокопоставленные сановники - К.В. Нессельроде и А.К. Разумовский; Австрию - император Франц I и К. Меттерних, Великобританию - P.C. Каслри и А.У. Веллингтон.
Все решения Венского конгресса были собраны в особом Акте. В результате этих решений был организован Германский Союз (прообраз будущей единой Германии). Союзница Наполеона Дания лишилась Норвегии, которую «передали» Швеции. В Италии была восстановлена власть папы римского над Ватиканом и Папской областью, все бывшие владения Австрии вернулись под крыло Габсбургов... А России была передана часть созданного Наполеоном герцогства Варшавского. Эта территория вошла в состав Российской империи под названием Царства Польского, и император Александр I стал ещё и польским королём.
Европа на Венском конгрессе была «окончательно» поделана. Были восстановлены старые государственные границы, установлены границы новые. А ещё решения этого конгресса изменили политические принципы, существовавшие до этих пор в Европе. Многие столетия в мире действовал закон - у себя дома делаю что хочу (речь идёт о монархах). Отныне у наиболее сильных и влиятельных стран появилась возможность «следить за порядком в Европе» и вмешиваться в события от имени «всех наций». Открытая война закончилась, а тайная - продолжалась. Она не прекращается никогда, и никогда в ней не будет окончательного победителя. Таковы «законы жанра».
А что же стало с многочисленными тайными агентами времён Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии 1813-1814 годов, со всеми этим «двойными» и «тройными» предателями, осведомителями, многие из которых носили самые высокие титулы? Большинство из них благополучно пережили лихие времена, обзавелись новыми покровителями и скончались в своих домах и замках, успев написать мемуары.
Хотя кто-то и поплатился тюрьмой и даже жизнью за свою тайную службу не тому императору, который был нужен послевоенной Европе. Так, префект парижской полиции Паскье, перебежавший на службу новому королю, в качестве «подарка» преподнёс Людовику XVIII изящно переплетённый томик, содержащий список всех агентов полиции, начиная с 1790 и заканчивая 1814 годом. Неужели эти сведения не пригодились новой власти в её «тайной войне»?