Танцующая женщина всегда соблазнительна. Недаром танцовщицы испокон века были центрами мужского притяжения. С появлением балета образ воздушной, порхающей балерины стал культурным штампом.
В эпоху рококо во Франции блистала мадемуазель Камарго – прима королевского балета. Ее любил писать Никола Ланкре. Обратите внимание, что сценический костюм тогда мало чем отличался от обычного. Порхать в таком было трудновато, но и балет тогда отличался от нынешнего.
В начале XIX века на сцене царила Мария Тальони. Тут видно, что платье стало короче и легче в соответствии с образом Сильфиды. Но о пуантах нет и речи – Мария танцует босиком.
А здесь на ней атласные туфельки и более тяжелое, хотя и короткое, платье.
Вторая половина XIX века – время, когда полностью сложились каноны классического балета. Пьер Каррье-Беллёз написал большую серию картин о балеринах. И на них уже пачки, пуанты…
Разумеется, где балет – там и Эдгар Дега! И его лишенный всякой слащавости и приукрашивания взгляд на балерин. По его картинам видно, как трудно дается сильфидам порхание над сценой, сколько нужно труда!
В начале ХХ века русский балет вышел на международную арену. «Русские сезоны» Сергея Дягилева буквально взорвали культурный мир Европы. Валентин Серов нарисовал афишу к этим гастролям, изобразив на ней звезду тогдашнего балета Анну Павлову. Это был беспроигрышный ход!
После дягилевских сезонов бренд «русский балет» стал знаком высочайшего качества. Слава автоматически перешла и к советскому балету. На картине Александра Герасимова – балерина Ольга Лепешинская. Трудновато ей было, наверно, позировать на пуантах… Но надо было показать победительность. Отсюда – поза, взгляд.
Галина Уланова – бесспорная звезда 30-50-х годов. На этом рисунке Николая Павлова она в образе Жизели, в прыжке, в порыве, такая молодая… А ведь ей тут уже 47! На гастролях в Лондоне в 1956 году Уланова в ролях Жизели и Джульетты покорила всех. Очередь за билетами занимали за несколько дней, люди реально спали на улице.
А на этой картине Юрия Пименова Галина Уланова уже после завершения блистательной карьеры. Все в прошлом…
Ну и, наконец, обратимся к милой серии про балетную школу Корин Хартли. Будущие звезды балета привыкают к станку.
Почитайте еще на моем канале про искусство:
Обаяние таинственности в творчестве Джона Паленкара
Автопортрет художника как свидетельство эпохи
Как искусство показывало рождение Венеры