Перефразирую известный анекдот: «Если хочешь всерьез разочаровать родителей, а к гомосексуализму душа не лежит, иди во фрилансеры». И будь готов к их постоянным страхам относительно твоего будущего, психического здоровья и перспектив в принципе.
О, родители правы. Они ратуют за надежный тыл и ясное будущее своего цветочка, а эта идиотка-мечтательница вместо прямого пути выбирает какие-то гонки по кочкам, где вместо стабильной зарплаты, отпускных, социального страхования и декретного отпуска — постоянные авралы, дедлайны и абсолютно непрогнозируемая прибыль (кстати, это слово входит в обиход далеко не в первый год работы).
У меня нет гарантий, что сделанную работу оплатят (справедливости ради нужно признать, что «кидали» лишь раз, в самом начале. Хотя, не буду столь оптимистичной, ещё не вечер )
Почему вроде бы неглупая девушка с хорошей перспективой не пошла в офис? Мой выбор определили две вещи: Страсть и Случай.
Страсть
Ещё на первом курсе университета мне посчастливилось попасть к лучшему тренеру танцев, которого я лишь могу себе представить. Маленькая, изящная Лина была настоящим танком на шпильках: требовательная к себе и к нам, с девизом «Постоянно повышаем свой уровень!».
В моей жизни на тот момент было два непреложных правила: поездка в родной город к бабушке каждые 1,5 месяца и танцы четырежды в неделю на 15:00. Когда стал вопрос поиска работы, я твердо заявила: «Не знаю, что это будет, но работа не должна мешать мне заниматься танцами». Мама слегка упала в обморок, выпила валерьянки и понадеялась, что жизнь меня быстренько вразумит.
Если кто-то из семьи находится дома, мои просьбы не мешать работать забываются, как только я попадаю в поле зрения. “Ну ты же дома, тебе что сложно кушать приготовить?”
Случай
Но у жизни своё чувство юмора. Сразу после третьего курса сокурсник пригласил на подработку – в контору по переводу фильмов, сериалов и шоу для ТВ. Работа затянула надолго: адаптировать тексты, успевать в таймкоды, липсинг (подставлять реплики так, чтобы казалось, будто персонаж на экране разговаривает по-нашему) было крайне увлекательно.
Свободных вакансий с официальным оформлением у них не было, предлагали только фриланс и испытательный срок длиною в «Пока ваши тексты можно будет не править», на что я сразу же согласилась (наверняка, потому что филолог. Посчитай я тогда выхлоп на ближайший год, вероятно, моя профессиональная жизнь сложилась бы по-другому).
У меня нет рабочих и выходных дней по КЗОТу, как и нормированного графика. Ответить на e-mail в час ночи – ежедневная норма, а первый отпуск за 7 лет у меня был в прошлом августе.
Кураж и тяга к новому оказались сильнее разума. В результате у меня и была работа и не было: платили мало, но регулярно, и именно эти контакты принесли прицеп следующих медийных проектов.
В этот период родные впервые задумались: возможно, моя деятельность имеет ценность. Однако эти мысли сдувало первым же ветерком финансовой нестабильности. Я же хваталась за любые заказы (в стиле «волка ноги кормят, а копирайтера-фрилансера – количество знаков»), сажала зрение и расшатывала нервы, работая сутками напролет, но была совершенно по-идиотски счастливой – свободной.
Чаще всего, обращаясь ко мне с просьбой, знакомые говорят: «Ты же всё равно не работаешь, можешь позволить себе поехать куда-то среди дня по нашему вопросу».
Свобода! Свобода?
Жизнь во фрилансе — это жесткие дедлайны. Любой срыв сроков грозит гибелью репутации. А это — крах всему. О, я стала фанатиком дедлайн-дисциплины. Именно поэтому сейчас до приема успокоительных бесят любые отклонения от оговоренных сроков, а это – не самое здоровое состояние психики, прямо скажем.
Бывает, что я сутками не выхожу из дома, работаю в пижаме и питаюсь тем, что найду в холодильнике или закажу с доставкой, потому что приготовить просто нет времени.
Под 90% проектов, над которыми я работала, нет упоминания моего имени. Мелочь, а неприятно.
На первые 5 лет жизнь превратилась в постоянную борьбу за имя и наличие заказов. Любые встречи с друзьями согласовывались за три недели и с ежедневником, как, в принципе, и с родными. До сих пор не понимаю, как меня не вычеркнули из завещания списка знакомых.
Стоит ли овчинка выделки?
Сейчас я уверена, что пути фрилансера и человека искусства схожи в одном: другие признают его лишь тогда, когда видят ощутимый результат. Твоё имя под картиной в галерее, на афише, в титрах, на обложке книги, лендинге собственного курса и т.д. Ещё лучше, на пару с ощутимыми гонорарами. (Хотя и тут не факт, что любящая мама не будет участливо хлопать известного артиста по руке и заботливо шептать: «Далась тебе эта сцена! Вот в доме по-соседству стройка идет. Может, тебе в бригаду наняться?)
За 9 лет во фрилансе я встречалась лично со своими заказчиками только раз 7.
Лучшим подарком за годы трудоголизма стало то, что любимая бабушка в последний год жизни постоянно смотрела телепередачу с моими сценариями и радовалась, что хотя бы так мы находимся ближе друг к дружке и есть чем похвастаться соседям. Это стоило всех усилий.
Так что если куража и желания “свободного графика” больше, чем здравого смысла, фриланс — то, что вам нужно. Лично я уверена: умеренно работать и вовремя отдыхать первые лет 5 на фрилансе не выйдет. Ты либо пашешь сутками за право выбирать проекты и назначать цену, либо лучше идти в офис, на ставку и отпуск по КЗОТу.
Или у кого-то из вас, коллеги-фрилансеры, получилось соблюсти здоровый график и заработать на отдых на Бали уже через год? Поделитесь опытом в комментариях.
Автор: Ирина Мельниченко