«Чарака-самхита» датируется приблизительно 1500 г. до н.э. (устная традиция), её окончательная письменная редакция сформировалась к 150 г. н.э. Это произведение представляет собой древнейший текст по медицине, сохранившийся до наших дней. Хотя оригинальный манускрипт давно утрачен, практически все его главы полностью сохранились. Этим обстоятельством мы обязаны древней традиции делать копии классических произведений, сопровождая их комментариями. Само имя Чарака (Caraka) не принадлежит ни одному из комментаторов; его носил популярный в те времена странствующий врачеватель. Однако первым автором этого текста считается Атрейя (Ātreya), а создателем рукописи – его ученик Агнивеша (Agniveśa).
Чарака – самый известный мастер аюрведы. Он создал подробный трактат об учении Агнивеши, сопроводив его многочисленными комментариями. Его вклад в этом отношении был настолько огромен, что первоначальная работа Агнивеши стала более известна как «Чарака-самхита».
Чарака значительно дополнил оригинальный текст «Агнивеша-тантры» сутрами и пояснениями (бхашья). Таким образом, Чарака стал комментатором работы Агнивеши.
По мнению некоторых учёных, Чарака – это собирательный титул группы последователей «Яджурведы». Впрочем, вполне возможно, что Чарака, комментатор «Чарака-самхиты», был членом этой школы. Существовала и ныне забытая отрасль «Атхарваведы», Видьякарана, которая была связана с традицией врачевателей, обслуживавших людей во время их странствий по деревням. Подвижный образ жизни таких работников (чарана) перекликается с термином чарака. Это наблюдение подтверждается исследованием текста «Чарака Самхиты», представляющего собой как бы перемещение от одной области знания к другой[1].
С. Леви (Sylvain Lévi) на основании китайской версии буддийской «Трипитаки» установил, что Чарака был придворным врачом императора Канишки, жившим в I или II вв. н.э.[2]. Однако исторические факты не поддерживают эту версию, поскольку Канишка был ревностным буддистом, и мудрецы, вхожие в его окружение (Ашвагхоша, Нагарджуна и другие), также все придерживались буддизма, в то время как Чарака склонен к брахманизму и позитивизму. Так, например, в «Чарака-самхите» говорится, что брахманам нужно изучать аюрведу, чтобы дарить благо всем существам; кшатриям нужно изучать аюрведу для самозащиты, а вайшьям для накопления богатства (ЧС Су 1.41).
Кроме того, представляется маловероятным, чтобы свободно перемещающийся мудрец, подобный Чараке, мог жить при дворце. Следовательно, Чарака, комментатор «Чарака-самхиты», может не быть тем же самым Чаракой, который, возможно, действительно существовал при дворе царя Канишки. Очень вероятно, что в истории существовало несколько выдающихся личностей с именем Чарака (знаменитое имя в качестве титула старались получить себе многие врачи).
Ашвагхоша, придворный стихотворец Канишки, ни разу не называет имя Чараки, но говорит об Атрейе как об основателе школы медицины. Если бы он действительно знал Чараку, то не мог бы не упомянуть его. Наконец, эта информация содержится только в китайской версии памятника и не может быть принята как единственно верная.
Однако возможная связь Чараки и Канишки могла бы привести к важным выводам. Канишка принадлежал к династии Кушана, ответвлению Шаков, прибывших в Индию из Центральной Азии. Поскольку Кунхан Раджа рассматривает термин Чарака не как санскритское слово, но как термин пали – чарека, служащий для обозначения низшего класса людей.
В «Наванитаке» Чарака не упомянут как автор текста, хотя там содержится упоминание об Агнивеше и последователях Чараки. Чтобы не раствориться в общей массе, врачеватели того времени сформировали отдельную группу, сходную с современной ассоциацией врачей, которой покровительствовали цари Шаки. Все эти факты указывают на то, что Чарака действительно существовал[3].
«Чарака-самхита» является произведением преимущественно терапевтического профиля. Она написана частично прозой, частично стихами.
Известны 43 текста комментариев к «Чарака-самхите», из которых на сегодняшний день сохранились (полностью или частично) следующие: «Чарака-ньяса» («Caraka-nyāsa»), автор Бхаттара Харишчандра (Bhaṭṭāra Hariścandra) (VI в. н.э.); «Чарака-панджика» («Caraka-pañjikā»), автор Свамикумара (Svāmikumāra) (VI в. н.э.); «Нирантара-пада-вьяхья» («Nirantara-pada-vyākhyā»), автор Джеджджата (Jejjaṭa) (IX в. н.э.); «Аюрведа-дипика» («Āyurveda-dīpikā»), автор Чакрапанидатта (Cakrapāṇidatta) (XI в. н.э.)[4]; «Чарака-таттва-прадипика» (Caraka-tattva-pradīpikā), автор Шивадаса Cен (Śivadāsa Sen) (XV в. н.э.). Комментарий Чакрапанидатты считается наилучшим, сегодня его цитируют и используют чаще других.
Все перечисленные комментарии написаны на санскрите. Наряду с ними существуют и комментарии на ряде других языков.
Обзор содержания «Чарака-самхиты».
Это произведение делится на восемь книг (sthāna).
«Сутрастхана» (Sūtrasthāna) состоит из 30 глав, содержащих 1670 стихов. В ней повествуется о происхождении Aюрведы, дано описание тканей тела, состава лекарственных растений и механизма их действия. Здесь же обсуждается состав пищи, ее приготовление и воздействие на организм.
«Ниданастхана» (Nidānasthāna) состоит из 8 глав, состоящих из 103 стихов. В ней говорится о причинах болезней, симптомах и диагностике распространенных заболеваний, описаны возможности их лечения.
«Виманастхана» (Vimānasthāna): в 8 главах, включающих 88 стихов, описаны препараты и терапевтические методы, а также причины эпидемий.
«Шарирастхана» (Śārīrasthāna): в 8 главах, содержащих 236 стихов, излагаются представления о строении плода и о строении тела.
«Индриястхана» (Indriyasthāna): 12 глав, состоящих из 381 стиха, посвящены прогностике, предзнаменованиям и проявлениям болезней.
«Чикитсастхана» (Cikitsasthāna): в 30 главах, включающих 4961 стих, описаны методы профилактики и терапии.
«Кальпастхана» (Kalpasthāna): 12 глав, в которые входят 330 стихов, посвящены действию методов и средств аюрведы на организм.
«Сиддхистхана» (Siddhisthāna): в 12 главах, содержащих 649 стихов, повествуется исключительно об использовании и выполнении аюрведических процедур[5].
В тексте «Чарака-самхиты» лекарства разделены на три категории: (1) растительные продукты, (2) животные продукты и (3) металлы, включая золото, сурик, медь, железо и другие. Металлы предписываются как для наружного, так и для внутреннего применения. Металлы и минералы погружали в различные отвары и соки растений и высушивали на солнце или в тени. Затем их измельчали в ступке до состояния тонкого порошка и давали пациенту либо отдельно, либо в сочетании с несколькими другими лекарствами[6]. В «Чарака-самхите» описано 341 лекарственное средство растительного происхождения, 177 препаратов животного происхождения и 64 минеральных препарата.
[1] Неаполитанский С.М., Матвеев С.А. Энциклопедия аюрведы. – СПб.: Издательство «Святослав», 2004. – с. 34
[2] Неаполитанский С.М., Матвеев С.А. Энциклопедия аюрведы. – СПб.: Издательство «Святослав», 2004. – с. 35
[3] Gerrit Jan Meulenbeld. Mādhavanidāna (extraits). Traduction anglaise. Brill Archive, 1974. – p. 404
[4] The Charakasamhitā by Agniveśa. Revised by Charaka and Dṛdhabala. With the Āyurveda-dipikā Commentary of Chakrapāṇidatta. – Bombay. – 1941. – 801 p.
[5] Caraka-saṃhitā. Agniveśa`s treatise refined and annotated by Caraka and redacted by Dṛḍhabala. Text with English translation. Editor-translator prof. Priyavrat Sharma. Vol. 1. Varanasi: Chaukambha Orientalia, 2001. – 544 p.
[6] Даш Бхагван. Алхимия и применение лекарств на основе металлов в аюрведе. – М.: Саттва, 2001. – с. 25