Найти тему

"Не хотите - заставим!": как Сталин "уговорил" Туполева создать ракетоносец Ту-95

Почему авиаконструктор категорически не хотел браться за создание такого самолета

12 ноября 1952 года экипаж под командованием летчика-испытателя Алексея Перелета поднял в первый полет стратегический бомбардировщик Ту-95/1. Точнее сказать, его прототип. Создан самолет был в ОКБ-156 под руководством генерального конструктора Андрея Туполева.

А ведь поначалу Туполев не хотел браться за создание такого самолета. Нужные слова нашел секретарь ЦК ВКП (б) И.В. Сталин.

Вообще говоря, потребность в стратегическом бомбардировщике была жизненно необходима. У американцев были базы за пределами страны. С них носители ядерных бомб B-29 легко доставали до всех промышленных центров Советского Союза по крайней мере, в европейской части.

У СССР имелся Ту-4 по сути, копия В-29, созданная в ОКБ Туполева. Но не было баз, подобных американским. То есть таким, чтобы можно было долететь до США с нагрузкой в виде ядерных бомб. Таким образом, паритета не было.

При этом в СССР знали, что американцы и британцы ведут работу по созданию стратегических бомбардировщиков (в их числе были и В-52). Проблема дальности полетов, полезной нагрузки и экономичности была актуальна и для США с Великобританией. Даже несмотря на неоспоримое преимущество перед СССР на тот момент.

Вообще говоря, готовность создать нужный самолет выразил генконструктор ОКБ-23 Владимир Мясищев. Его материалы на этот счет, разумеется, были переданы Сталину.

Ознакомившись с ними, генералиссимус вызвал Туполева в талантах авиаконструктора в него сомнений не было. Нельзя, конечно, говорить, что Мясищеву Сталин не доверял (иначе тот попросту не возглавил бы ОКБ). Однако это был тот самый случай, когда одна голова хорошо, а две лучше.

Только вот вторая "голова" - то есть Андрей Николаевич Туполев - в идее создания стратегического бомбардировщика усомнился. Вернее сказать, с теми характеристиками, что были заложены в предложении Мясищева. А именно на их основе Сталин и требовал создать самолет.

Аргументы против авиаконструктора сводились к тому, что Мясищев предлагал оснастить самолет стреловидными крыльями. Туполев же указывал, что флаттер (вибрация) таких крыльев толком не изучены. То есть самолет попросту развалится в полете.

В какой-то момент упорство авиаконструктора даже вывело Сталина из себя. И он в сердцах бросил: "Не получится поможем, не хотите заставим!" Однако Туполев в ответ заявил: "А я не умею!"

После чего Сталин привел в пример Мясищева, который был готов взять за работу. И в конечном итоге, Туполев согласился умывать руки было не в его характере, а аргумент про “не умею” и сам авиаконструктор едва ли считал уважительным.

В общем, и ОКБ-23, и ОКБ-156 взялись за разработку самолета. И в конечном итоге, предпочтение было отдано именно варианту туполевского конструкторского бюро. На то, чтобы от "не умею" дойти до прототипа стратегического бомбардировщика, понадобилось чуть более полутора лет.

Будем признательны, если подпишетесь на наш канал :)

Самая приятная оценка нашей работы - ваши комментарии и лайки :)

Что еще может предложить "Русский день":

Поцелуй тигра: почему Ту-144 проиграл "Конкорду"

Катастрофа Неделина: ЧП на Байконуре скрывали почти 30 лет

Лазеры в космосе: почему США утверждают, что Россия их опередила - и так ли это на самом деле