Найти тему

Заброшенные лагеря Чукотки

Одним из самых сильных впечатлений от Чукотки стала поездка по заброшенным лагерям. Здесь какая-то чудовищная энергетика, застывшая во времени история, свидетельства поломанных судеб и жизней.

Заброшенные лагеря Чукотки
Заброшенные лагеря Чукотки

Через эти лагеря прошли десятки тысяч человек. Здесь добывали уран для первых советских атомных бомб. Из-за крайне тяжелых условий тысячи заключенных остались в тундре навсегда.

С тех пор прошло несколько десятков лет, но и сейчас заброшенные чукотские лагеря несут на себе гнетущий след того, что здесь когда-то происходило.

Мы выезжаем из Певека в сторону урановых рудников. Дорога лежит через осеннюю тундру. Вдоль дороги прыгают зайцы.

-2

Первый лагерь находится примерно в 26 километрах от Певека. Здесь содержались заключенные, которые строили дороги либо двигались дальше на урановые рудники.

-3

Достоверных сведений вы практически не найдете. В интернете и в рассказах местных все обрастает легендами, а правда зачастую смешивается с вымыслом. Точно верить можно только камням и колючей проволоке.

-4

Вот такие дороги были построены вручную. При их строительстве умерло немало заключенных. Дороги в тундре простояли более полувека.

-5

В первом лагере сохранились лишь фрагменты построек.

-6

Чукотка. Бескрайняя тундра.

-7

На территории лагеря множество ржавых консервных банок.

-8

Повсюду печки, сделанные из бочек.

-9

Бараки здесь были деревянными, сейчас от них практически ничего не осталось, как и от самого лагеря.

-10

Едем дальше. Дорога в целом хорошая. Однако многие мосты размыло.

Дорога со временем разрушается. Заключенных для ремонта на Чукотке нет, да и нужды ездить в ту сторону тоже…
Дорога со временем разрушается. Заключенных для ремонта на Чукотке нет, да и нужды ездить в ту сторону тоже…
Лайк, подписка и репосты в соцсетях способствуют развитию канала!
ЖЖ | YouTube | Instagram | Одноклассники

Где-то мосты пытались укрепить.

-12

Многие мосты разрушены, их приходится объезжать. Мы едем на полноприводной вахтовке. Машина с хорошей проходимостью, другие на Севере не приживаются.

-13

Следующий лагерь находится километрах в 16 от предыдущего.

-14

Здесь лагерь был значительно больше. Сохранились отдельные здания.

-15

Вещи, указывающие на годы, когда действовал лагерь. Маркировка 1952 год.

-16

Одиночная камера.

-17

Очень много бочек с надписями, указывающими на принадлежность к армии США. Во время войны через Чукотку пролегал путь, по которому американские самолеты поставлялись в советскую армию.

-18

Чаунлаг — Чаунский исправительно-трудовой лагерь . Так называлось лагерное подразделение, действовавшее в структуре Дальстрой.

-19

Молчаливые свидетели минувшей эпохи.

-20

Лопаты, которыми работали заключенные. Тут же можно представить, какой грунт приходилось копать этими лопатами. Примитивные орудия труда с трудом справлялись с каменистой почвой и мерзлотой. Но на это скидок не делалось.

-21

Сохранившиеся лопаты.

-22

Те же бочки-печки, только в гораздо большем количестве. Сколько же людей здесь было…

-23

Попадаются и предметы быта заключенных или сотрудников лагеря.

-24

Балка, сделанная из рельса, также хранит указание года постройки.

-25

Остатки строений. Здесь, под защитой от ветра, растет даже трава.

-26

А наш путь лежит дальше. Едем в сторону покрытых снегом сопок. Там находятся урановые рудники, а вместе с ними основные лагеря и обогатительная фабрика.

Дорога на урановые рудники
Дорога на урановые рудники

Продолжение: Урановые лагеря Чукотки

Если вам интересна эта тема, жмите палец вверх 👍, оставляйте комментарии и подписывайтесь на мой канал ЖЖитель.