Здравствуйте, Светлана.
У нас возник спор с логопедом. Логопед считает, что нашей 4-летней дочери нужен психолог.
Девочка не идёт на контакт с логопедом, ну и вообще с чужими людьми не общается и не хочет общаться. В детском саду она общается со всеми сверстниками, с воспитателями обнимается, но когда чужие люди там появляются - она уходит! Мы, как родители, считаем, что хорошо, когда ребёнок не идёт на контакт с незнакомыми людьми, а логопед говорит что это плохо!
Как вы думаете, если ребенок прячется за спину родителей при виде посторонних, это нормальное поведение в 4 годика? А если прошло всего три занятия, а ребёнок не занимается с логопедом даже в моём присутствии?
Юля
Начну издалека.
В 4-6 месяцев ребенок начинает разделять людей на «своих» и «чужих». «Свои» - безопасные, «чужие» — могут быть опасны и от них лучше держаться подальше. В этот возрастной период малыш часто реагирует на чужих людей плачем. Со временем ребёнок приобретает опыт позитивного взаимодействия с новыми людьми и его негативная реакция на «чужих» становится не такой острой.
Новые люди, как и всё неизвестное, вызывают противоречивые чувства. С одной стороны — любопытство, с другой — опасение. За тысячелетия существования человека природой выработался и закрепился в генах механизм решения этой дилеммы: «Если взрослый, который обо мне заботится, считает этот объект безопасным и демонстрирует спокойствие при его появлении, значит и мне не стоит его бояться».
Я часто наблюдала вот такую картину с детишками, которым меньше трёх лет. Малыш при появлении нового человека, прячется за близкого взрослого, буквально вцепляясь в папину ногу или зарываясь в мамину юбку. Если малышу меньше 2-х лет - он пытаться залезть на руки.
Но уже через несколько минут мы видим любопытные детские глазки, выглядывающие из складок маминой юбки или из-за папиной ноги. А ещё через 5-10-15 минут малыш соглашается взять из рук взрослого игрушку, принести и показать свою и даже играть и разговаривать с новым человеком.
В возрасте после четырёх лет дети, как правило, «перестают держаться за мамину юбку» и способны всё дальше и всё на дольше отходить от «своего взрослого». Ведь так хочется изучить и освоить мир.
Мальчики и девочки этого возраста уже имеют опыт позитивного взаимодействия с незнакомыми людьми. Круг «своих» постепенно расширяется.
Теперь это не только мама, папа, бабушка и дедушка, но и воспитатель в детском саду, «тетенька, которая учит петь и танцевать», мамина подружка - «тетя Лена», соседка - «баба Валя» и т.д.
У мальчиков и девочек этого возраста уже сформированы некоторые свои собственные маркеры для отнесения новых людей к «безопасным» и «опасным», поэтому многие из них быстро и радостно вступают в контакт с теми взрослыми, которые прошли «тест на безопасность».
Например, вот эта улыбающаяся тётенька, с которой мама весело о чём-то болтает, наверняка безопасная - ей можно показать свою куклу и взять конфету, ведь мама стоит рядом и одобрительно смотрит на меня. А вот эта подошла к нам с мамой и говорит что-то злым голосом, и мамино лицо стало сердитое, эта тёте точно плохая, от неё стоит держаться подальше.
Кстати, реакция родителя на того или иного нового человека долго остаётся главным критерием при оценке объекта на безопасность.
Юля, вашей дочери уже 4 года. Поведение, которое вы описываете (прячется за спину родителей при виде посторонних, не взаимодействует с логопедом даже в вашем присутствии), не свойственна детям после 4-х лет. Любопытство, желание освоить мир должны взять верх над страхом.
При встрече с новым объектом, ребёнок посвящает некоторое время его изучению (рассматривает, находясь на расстоянии) и, если объект вызывает интерес, начинает взаимодействовать с ним, а если объект отнесён к категории неинтересных - переключается на свои привычные занятия.
Юля, если реакция избегания контакта с новыми людьми типична для вашей девочки и проявляется не только во взаимодействии с одним конкретным человеком (логопедом), то стоит задуматься: "Почему наш ребёнок боится новых людей?".
- Может быть ваша девочка имеет травматический опыт взаимодействия с новыми людьми?
- Может быть вы сами не доверяете людям, насторожены в общении с ними и дочь «считывает» вашу тревогу?
- Может быть вы живёте слишком замкнуто и у вашей малышки недостаточно опыта позитивного взаимодействия с новыми взрослыми?
Подумайте об этом. Решать проблему или нет тоже ваша ответственность.
«Она (он) у нас просто стеснительная(ый)» - могут сказать некоторые родители и ничего не предпринимать. Чтобы принять верное решение, стоит ответить на вопросы:
- То, что наша ребёнок такой стеснительный (неуверенный, не доверяющий миру), помогает или мешает ему развиваться и осваивать мир?
- Такая особенность в поведении и восприятии мира делает его жизнь лучше или хуже?
Мой ответ: "Нет!". Представьте на сколь богаче был бы опыт ребёнка, если бы он был более открытым и смелым! На сколько больше бы умел, на сколько больше бы знал и понимал! И на сколько был бы более счастлив! Ведь в те моменты, когда человек испытывает тревогу и страх он не познаёт мир и не чувствует радости.
Светлана Цуркан.
Помните о том, что любую проблему легче предотвратить, чем потом решать, поэтому интересуйтесь психологией, совершенствуйте свои методы воспитания. А чтобы получать больше полезной информации подписывайтесь на мой канал и вступайте в группу Вконтакте, Одноклассники, Facebook.
Светлана Цуркан
Другие статьи этого же автора:
Низкая самооценка ребёнка. Откуда она взялась?
10 вопросов, которые стоит задать провинившемуся ребёнку
Если статья понравилась, не забудьте поставить лайк, это хороший стимул к работе :).