Найти в Дзене
Дзен для авторов

Как придумывать темы для публикаций. Рассказывает журналист Григорий Туманов

Оглавление

Перед каждым автором рано или поздно встает вопрос: о чем писать дальше? как найти интересную историю? как в информационном потоке выбрать свою тему? Журналист Григорий Туманов (главный редактор самиздата «Батенька, да вы трансформер», бывший корреспондент «Коммерсанта» и редактор журнала GQ) специально для Журнала Яндекс.Дзена дает короткий мастер-класс.

Иллюстрация Сони Коршенбойм
Иллюстрация Сони Коршенбойм

Старайтесь повернуть тему по-своему

Пока я трудился в «Коммерсанте», моё утро начиналось с российских медиа: посмотреть, кому и что мы, как принято было выражаться в редакции, «прососали». Если вышло в «Ведомостях», то это косяк, но всегда можно подумать, как докрутить тему и найти ей новый угол. Или вообще добрать фактуры. Посмотрите, где есть пробелы, какие вопросы у вас остаются после прочтения текста. Попробуйте задать их Гуглу, экспертам — возможно, вы на пороге значительно более масштабной темы.

Читайте западные издания

-2

Открывайте иностранные газеты и сайты хотя бы для расширения кругозора. Тамошние проблемы порой совсем не близки российскому читателю, но всегда можно задаться вопросом: «А как у нас с этим дела?», и отправиться за новой темой. Не говоря уже о том, что ограничивать себя только российской повесткой, когда у всех есть Facebook и другие инструменты, довольно обидно. Увидели необычного героя? Заметили интересную тенденцию? Почему бы не рассказать о ней российскому читателю, ведь вас ограничивает разве что часовой пояс.

Не пренебрегайте региональными газетами

-3

Региональные издания, как и сайты местных органов власти, принято недооценивать и считать их местечковыми. Это большая ошибка. Они часто оказываются вне поля зрения больших медиа, а ведь там скрывается огромное количество человеческих и просто диких историй. Посмотрите, какие истории находит на сайтах региональных прокуратур «Медиазона». Как прогремела тема с открытием несуществующей автобусной остановки посреди провинциального нигде, подхваченная тем же журналом Esquire, — она была обнаружена на сайте местной администрации, о ней писали локальные издания.

Изучайте объявления

-4

Один из самых банальных и расхожих советов, но он работает. Смотрите на столбы, на объявления в соцсетях и в вашем подъезде. «Купим волосы. Дорого» или «Собираю кукол времён СССР». Зачем? Почему? Скорее всего, за этим стоит какая-то индустрия, некая ниша или сообщество. Идите и выясняйте.

Обращайте внимание на призывы о помощи

-5

За спорами в фейсбуке о переходящем от одного публичного интеллектуала к другому белом пальто можно умереть, потом воскреснуть и умереть ещё раз. В конечном итоге это мусор и ваша лента им, скорее всего, заполнена до предела. Однако же среди этого многоголосья порой пробиваются крики о помощи или рассказы о чьих-то злоключениях столь диких, что пройти мимо невозможно. В своё время мы с коллегами из «Коммерсанта» таким образом обнаружили историю про Светлану Давыдову, которая имела неосторожность позвонить в посольство Украины, услышав разговор двух военных в маршрутке. Об этом диком случае рассказал её знакомый в своём аккаунте. Оставалось только взять и написать.

Слушайте людей

-6

Да, это самый банальный совет, но он тоже работает. Очертите круг своих друзей: чем занимается каждый из них? Едва ли каждый из них журналист или блогер. Один юрист, другой инженер, третий, возможно, работает в физической лаборатории. Проявляйте к своим знакомым (да и к незнакомым) и тому, чем они занимаются, интерес.

Возможно, у друга-юриста уже пятый случай странного судебного решения, за которым просматривается важная тенденция. А встреченный на вечеринке театральный актёр расскажет, как на самом деле выглядит госфинансирование учреждений культуры. А приятель-физик за чашкой кофе вскользь упомянет, что они с коллегами стоят на пороге важного открытия. Не нужно налетать на всех с заранее заготовленными вопросами, достаточно интереса к тому, чем ваш собеседник занимается. Вам останется только слушать.