Король Гаролльд Годвинсон обладал, по оценкам историков, самой большой армией в Западной Европе. Его позиции были на холме. Численно его силы превосходили войска Вильгельма завоевателя. Тремя неделями ранее Гарольд одержал верх над превосходящими силами норвежского короля Харальда Сурового. Как получилось, что о проиграл Вильгельму?
Основной причиной поражения и гибели Гарольда считается то, что его воины спустились с холма, утратив стратегическое положение, подставив под удар своего короля и полностью утратив инициативу. Отвечая на вопрос зачем они пошли на такой манёвр, историки, ещё со средневековья, утверждают, что англосаксы купились на притворный манёвр сил Вильгельма - ложное отступление. Однако, современные исследователи склонны считать, что войска нормандцев действительно получили от своего герцога приказ об отступлении. Но затем лидер повёл их в атаку, когда обнаружил, что англосаксы оставили позиции. На мой же, скромный взгляд, вся эта история больше походит на попытки оправдать англосаксов, нежели на правду. Давайте обратимся к фактам!
Король с подорванной репутацией.
14 октября, в день битвы при Гастингсе, Гарольд находился в отчаянном положении. Одержав две победы над норвежцами в битвах при Фулфорде и Стамфорд-Бридже, Гарольд восстановил против себя значительную часть англосаксонской знати. Взошедший на престол 5 января 1066 года, Гарольд был королём по избранию, но не по праву наследования. Сын одного из самых влиятельных и богатейших аристократов, он пожадничал и практически все трофеи, полученные в битве с норвежцами, забрал себе, как свидетельствуют источники. Не являясь законным наследником, он был известен своей дерзкой борьбой за власть, беззастенчивым выступлением против короля Эдуарда Исповедника вместе со своим отцом. Поэтому, огромное англосаксонкое войско не явилось на подмогу Гарольду, когда он встретился с Вильгельмом при Гастингсе. Оскорблённые эрлы не желали биться за него. Кроме того, многим было очевидно, что Гарольду не одержать верх над нормандцами, а Вильгельм, в отличие от Гарольда, имел больше оснований для претензий на английский трон, нежели Годвинсон. Так что, желающих сражаться за сторону, которой суждено проиграть, чтобы понести потом наказание, было мало.
В результате, на битву вышли только максимально приближенные к Гарольду люди - те, кто на прямую зависел от него, либо те, чья участь была бы незавидной в случае поражения Гарольда. На это же указывает и значительная часть родственников Гарольда среди командующих. Однако таковых было не много. Соответственно, король с подорванной репутацией просто не мог рассчитывать на большое количество адекватно вооружённых хускарлов и дружинников тэнов. Большую часть войска составляли фирдсмены - народное ополчение. В общей сложности набралось 8 тысяч человек, из которых не более 2 тысяч составляли пешие и хорошо вооружённые хускарлы и всадники. Войско англичан заняло позиции на холме. Казалось бы, Гарольд даст третье сражение иностранным захватчикам за месяц и снова выйдет победителем. Если бы не одно НО!
Война технологий.
Армия англосаксов была большая. Но отстала от передовых военных технологий лет на 150-200. Во время Гептархии англосаксы сражались друг с другом и отбивались, с переменным успехом, от вторжений скандинавов, не слишком преуспевающих в развитии военных технологий. Поскольку системы, заложенной ещё при Альфреде Великом, вполне хватало для обслуживания этих нужд, англосаксонские правители Британии не торопились что-то менять.
Однако, в 1066 году, помимо консервативных норвежцев, на британскую землю высадились новаторы-нормандцы - те же яростные норвежцы, но перенявшие всё лучшее у франков. В распоряжении нормандского войска была первая в истории Европы по-настоящему тяжёлая конница, поддержанная значительным числом лучников, пехота же являлась скорее вспомогательной, нежели основной частью войска. У англосаксов, привыкших выяснять отношения в пешем бою, картина была прямо противоположная. Всадники являлись вспомогательными, да и лошади, которых использовали англосаксы, были скорее похожи на пони и разительно отличались от крупных нормандских жеребцов. Значительная часть всадников и подавно спешилась, решив занять оборону на холме. Стрелки практически отсутствовали в рядах англосаксов. Вместо них были метатели дротиков из фирда. Сами фирдсмены были вооружены плохо, так как являлись, по сути, военнообязанными крестьянами, не имеющими средств на качественное вооружение. Те же источники сообщают, что выйдя на поле битвы в тот день, многие фирдсмены были вооружены просто палками и камнями. Единственной силой, способной дать отпор нормандским рыцарям были лишь хускарлы, которых было не более тысячи.
Находясь на вершине холма и будучи вооружёнными длинными и тяжёлыми "датскими топорами", хускарлы были способны дотянуться до нормандских всадников, значительно замедленных подъёмом, с достаточно большого расстояния. Кроме того, источники свидетельствуют, что одного сильного удара было достаточно, чтобы свалить всадника вместе с конём. Впереди нормандского войска стояли лучники. Конница прикрывала их по флангам. Предприняв несколько попыток, нормандцы убедились, что взять позиции англосаксов с наскока не выйдет и отошли. И тогда в ход пошли стрелки, как ссылаются хроники. Очевидно, что оказавшись под градом стрел, англосаксы были вынуждены покинуть свои позиции. Они устремились на выставленных впереди вражеского войска лучников, но были сметены повторной атакой нормандской конницы, ударившей с фланга.
Полотно из Байё также подтверждает это предположение; в окончание битвы на нём изображены англосаксонские воины, чьи щиты усеяны стрелами, они пытаются противостоять нормандским всадникам.
А по одной из версий, и сам Гарольд пал от стрелы, попавшей ему в глаз.
О преимуществах и недостатках.
Но всё это говорит нам о чём? Англосаксы проиграли не вследствие допущенных на поле битвы ошибок или какой-то особой выигрышной тактики нормандцев. Причина поражения Гарольда была даже не в том, что его поданные отвернулись от него в тот решающий час. Главной причиной была отсталость военных технологий англосаксов. Войско устаревшее, по меньшей мере, на 2 столетия не могло противостоять передовой армии 11 века. И даже если бы на стороне Гарольда оказалось 15 тысяч воинов, скорее всего, он всё равно не выстоял бы. Победа Вильгальма при Гастингсе - вовсе не такая же блистательная как победа Ганнибала при Каннах. А вот поражение Гарольда можно сравнивать с поражениями русской армии от Наполеона в 1812 году или стремительным отступлением советских войск в 1941. Во всех этих случаях главным преимуществом одной стороны было её военно-техническое превосходство, а главным недостатком другой - её отсталость и неготовность к встрече с, вооружённым по последнему слову техники, врагом.