Найти тему
Екатерина Узакова

Маму вызвали в школу! Драма или повод к конструктивному разговору по проблеме?

Родителей вызвали в школу! Как к этому относиться? Кто виноват и что делать? Попытаемся разобраться по порядку.

Каковы могут быть причины вызова родителей в школу?

- Плохая успеваемость

- Плохое поведение на уроках

- Проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками

- Систематические пропуски занятий

- Регулярные опоздания, нарушения распорядка учебного процесса и т.д.

Какие цели преследует учитель, вызывая родителя в школу?

- Информировать родителя о сложившейся ситуации

- Попытка найти в родителях помощников и советчиков в разрешении сложившейся ситуации, ведь кто лучше мамы с папой знает их ребенка

- Стремление запугать и наказать ребенка руками родителя

Можно ли обойтись без экстренного приглашения родителей в школу?

У большинства работающих родителей часы работы совпадают с учительскими и очень часто отпроситься у работодателя не представляется возможным. Считаю, что по единичным случаям двоек, пропусков, срывов уроков родителей можно вообще не вызывать, т.к. разрешить ситуацию может простая беседа. Но обязательное условие этой беседы: ребенок должен почувствовать, что учитель – товарищ, который может выслушать, посоветовать и помочь. Учитель – не карающий меч правосудия! Если не удалось протянуть эту тонкую связующую нить доверия, то беседа может оказаться безрезультативной.

Последнее время стало модным по любому поводу звонить по сотовому телефону. Звонят все: родители учителям, учителя родителям. Уточнить домашнее задание, прокомментировать оценки и т.д. Мое личное отношение к подобным звонкам резко отрицательное, т.к. я считаю, что должно быть личное пространство и у семьи, и у педагога. Наличие телефона может превратить рабочий день учителя в бесконечность. Считаю, что должны быть оговорены часы подобных звонков и даже тематика. Должно быть взаимное уважение обеих сторон и право на неприкосновенную личную жизнь. Если в школе с ребенком случилось ЧП, если претензии к успеваемости, поведению, посещению носят систематический характер, тогда беремся за телефонную трубку и пытаемся побеседовать с родителями.

Еще один коннектор «ученик-учитель-родитель» – это дневник. Да, старый добрый бумажный дневничок. Увеличение количества замечаний – это повод принимать меры. Возможно, я сужу по себе, но мне чаще всего лень написать замечание в дневник, и если я это сделала, то это сигнал, что ситуация начинает выходить из-под контроля.

И вот, когда индивидуальная беседа, замечания в дневник, звонок по телефону не помогают, тогда можно и вызвать родителя.

Как себя вести при разговоре с учителем?

Во-первых, ни в коем случае не стоит пренебрегать встречей. Даже, если вы очень заняты, нужно найти время для общения с учителем, так как одна неразрешенная проблема может привести к большому конфликту.

Во-вторых, диалог с учителем стоит начинать с позитивной ноты. Например, так: «Спасибо, что вы нашли время встретиться со мной и обсудить проблемы моего ребенка. Я надеюсь, что мы найдем верное решение». Два взрослых человека должны говорить на равных. Ошибочно будет «давить», если вы старше педагога. Не пойдет на пользу и обратная ситуация, когда учитель старше и родитель преклоняется перед его авторитетом и соглашается со всеми умозаключениями педагога, не внимая доводам разума. Важно помнить, что вы не противники, а соучастники воспитания ребенка.

Не бойтесь признать правоту педагога, если его претензии к ребенку обоснованы. Если же, по вашему мнению, учитель не прав, то выслушайте его молча, не давайте волю своим эмоциям, примите все услышанное к сведению и уже после решайте, как вести себя дальше. Споры, демонстрация своего превосходства могут усугубить конфликтную ситуацию. Прав учитель или не прав, спокойная фраза: «Спасибо, что рассказали о проблеме. Я приму к сведению. А есть ли у моего ребенка какие-нибудь успехи?», поможет перевести разговор в мирное русло.