Найти тему

Карта стратегических групп конкурентов. Правила построения.

Когда вы только начинаете свой путь в мир большого бизнеса, количество потенциальных конкурентов пугает. Проанализировать каждого из них кажется невозможным. И не нужно.

Лучший вариант - построить карту стратегических групп.

Что это такое?

Карта конкурентов - это инструмент, с помощью которого предприниматель может выделить для себя наиболее значимых игроков рынка; компании, которые задают правила игры, а также могут стать ориентиром для других небольших компаний.

Конкурентов объединяют в группы на основе определенных признаков. Это могут быть технологии, качество товара, модели оказания услуг, целевая аудитория, каналы сбыта, цены и т.д. Ваша цель - понять, что их объединяет.

Таких характеристик может быть много, ваша задача - сфокусироваться на 2-3 актуальных в данный момент.

Примерный список может выглядеть так:

  • уровень продуктового разнообразия;
  • уровень географического охвата;
  • число выделенных рыночных сегментов;
  • используемые каналы распределения;
  • число торговых марок;
  • условия в области маркетинга;
  • уровень интегральной интеграции;
  • качество товаров и услуг;
  • лидерство в области технологии;
  • возможности в области НИОКР;
  • позиции в области издержек;
  • использование производственных мощностей;
  • политика в области ценообразования;
  • структура собственности;
  • размер предприятия и т.д.

Как построить карту стратегических групп?

Шаг 1. Из списка выше выбираем две наиболее важные характеристики. Пар можно сформировать несколько.

Шаг 2. Строим график, где в качестве осей используем выбранные характеристики. На осях отмечаем степень соответствия каждой из них (высокая, средняя, низкая).

Шаг 3. Наносим на график точки, отражающие положение компаний отрасли.

Шаг 4. Стратегическую группу образуют компании, расположенные рядом. Их обводим в круг. Кстати, его диаметр равен доле рынка, которую занимают эти компании.

Шаг 5. Определяем, к какой из групп относится ваша организация и думаем, что нужно сделать, чтобы перейти в другую, желаемую группу.

Пример позиционной карты стратегических групп
Пример позиционной карты стратегических групп

Зачем вообще нужна карта стратегических групп?

Данный инструмент полезен как начинающим предпринимателям, так и уже устоявшимся компаниям. Он помогает разобраться не только в настоящей ситуации на рынке, но и предположить возможные изменения рынка в будущем, найти ответы на вопросы:

- куда будут двигаться конкуренты;

- чего не хватает в данный момент вашей компании и как это получить;

- в какую из групп следует попасть именно вам и для чего и т.д.

Если коротко, карта стратегических групп дает возможность понять, какие тенденции прослеживаются в отрасли и как они будут изменяться в ближайшее время