Допустим, обстоятельства вынуждают быть мобильным и не зависеть от общественного транспорта, на что даже имеется 400 рублей в месяц. Но есть загвоздка: денег на покупку самой машины нет. Как быть? Вариантов несколько: купить очень дешевую машину, влезть в кредит, ездить на такси или использовать каршеринг. Рассмотрим плюсы и минусы каждого из вариантов и попробуем посчитать, какой из них будет самым выгодным. Само собой, все расчеты примерные, но они базируются на цифрах, полученных на практике.
Купить "корча"
Найти ресурсного "немца" из 1980-х, привести его в порядок и ездить - отличный план! Но за 400 руб. купишь только "недвижимость". Что-нибудь на ходу, годное к дальнейшей эксплуатации - и то лишь после проведения ремонтных работ - придется искать долго и упорно, желательно увеличив бюджет покупки хотя бы до 600-800 рублей. Плюс едва ли не столько же придется добавить для приведения машины в порядок. Балансировать между ценой машины и стоимостью первого ремонта можно как угодно, но в любом случае есть некий минимум, ниже которого опуститься невозможно.
Итого минимальный бюджет для начала эксплуатации "корча" - на уровне 1000-1200 рублей. То есть три первых месяца все равно остаешься "безлошадным", копишь на машину и ставишь ее на ход. Это вопрос не только денег, но и времени, которое будет потрачено на поиски и выбор более-менее приличного экземпляра и подготовку его к работе.
Кстати о деньгах. Обозначенную выше сумму (1200 руб.) можно растянуть на год (например, одолжить у друзей и родственников) или просто учесть в наших расчетах. Но таким образом получаем минус 100 руб. в месяц - и наш "транспортный" бюджет, по крайней мере в первый год, сокращается уже до 300 рублей.
Еще 100 руб. в месяц можно смело готовить на обслуживание, ремонты, страховку и прочие расходы на автомобиль. И это еще по-божески! Пусть запчасти к "корчу" стоят сущие копейки, но ремонта он требует периодически, уж мы-то знаем!
В итоге при самом удачном раскладе остается 200 руб., которые можно потратить на топливо. Допустим, автомобиль бензиновый, значит, можно купить 142,8 л АИ-92 (расчет велся при стоимости 1,4 руб. за 1 л). При среднем расходе 8 л/100 км получаем пробег 1785 км в месяц, или 59,5 км в день.
Повторимся: при самом удачном раскладе. Потому что любой незапланированный ремонт может пробить брешь в и без того скромном бюджете и сократить доступный остаток для покупки топлива. Хуже другое: с точки зрения временных затрат старый дешевый автомобиль нельзя назвать надежным вариантом. Вы уже потратили время, пока его искали и приводили в порядок. И еще потратите, если он будет подводить в самый неудачный момент. Оценить этот ущерб в деньгах можно, если вы знаете, сколько стоит ваше время. Но и без того понятен сам абсурд ситуации: вы покупаете машину, чтобы экономить время, а в итоге тратите время на нее…
Доступный пробег - до 1785 км (59,5 км в день)
Преимущества:
+ большой доступный пробег
+ вы получаете личный автомобиль
+ вложенные при покупке деньги вернутся при последующей перепродаже
Недостатки:
- первые несколько месяцев вы все равно "безлошадный" или одалживаете деньги
- придется потратить время на поиски и подготовку автомобиля к эксплуатации
- "корч" будет периодически отнимать ваше время
"Бэушка" в кредит
А если увеличить бюджет покупки и тем самым улучшить качество приобретаемой техники? Да-да, помним: денег нет. Но можно взять кредит без первого взноса. Не так давно мы изучали этот вопрос. И тогда же привели пример: при стоимости автомобиля 8400 руб. (4000$) ежемесячный взнос составит 214,56 рубля. Правда, платить придется в течение пяти лет, при ставке 16,1% годовых переплата составит 4070 руб., что практически равняется половине стоимости самого автомобиля. Но это вариант получить не совсем уж "корча", не имея всех денег на его покупку.
В этом случае получается следующая арифметика. С кредитом ежемесячный бюджет разом сокращается на 215 рублей. Еще 100 руб. мы снова отнимаем на разные затраты помимо топлива. Да, автомобиль будет свежее и наверняка надежнее, но техническое обслуживание, ремонты (может, и более редкие, но не факт, что более дешевые), расходы на шины, страховку и т.д. все также никто не отменял. В среднем это все та же "сотня" в месяц. И в итоге остается лишь 85 руб. на бензин, а это 60,7 л все того же 92-го. При среднем расходе 8 л/100 км получим 759 км в месяц, или 25,3 км в день.
Выходит, доступный километраж в два раза меньше, чем в случае с дешевым "корчом". Зато больше шансов на то, что автомобиль будет исправно делать свою работу, требовать меньше времени и внимания на поддержание его в технически исправном состоянии.
Доступный пробег - 759 км (25,3 км в день)
Преимущества:
+ вы получаете личный автомобиль
+ возможность взять более свежий/"живой"/надежный автомобиль
+ возможность приобрести машину, не имея всей суммы
Недостатки:
- переплата по процентам составит половину стоимости машины
- выплаты по кредиту снижают доступный пробег
- даже более свежий автомобиль все равно будет тратить ваши деньги и время
Такси, Uber и иже с ними
Послушайте, а может, ну его, этот автомобиль? Искать, проверять, оформлять, чинить? Может, проще на такси? Не надо "париться" по поводу незапланированных расходов, стоянок, штрафов и всего прочего? Ведь на 400 руб. в месяц можно нормально поездить! Кстати, а сколько это в километрах?
Сложный вопрос! Во-первых, есть разные службы и тарифы, во-вторых, стоимость поездки зависит от различных условий (время, километраж, трафик и т.д.). Даже один и тот же маршрут у разных служб может стоить по-разному. Uber тоже возит по-всякому…
Но давайте так. В среднем по Минску поездка протяженностью 7-10 км стоит 6,5-13 рублей. По грубым подсчетам за 400 руб. можно воспользоваться услугами такси/Uber порядка 30-60 раз и проехать около 330-500 км. Соответственно получаем одну-две поездки, или 11-16,6 км в день.
Выходит, что доступный пробег в два раза меньше по сравнению с автомобилем, даже если половина бюджета уходит на погашение кредита! К тому же все эти затраты никогда не вернутся в отличие от варианта с машиной, которую рано или поздно можно будет продать и что-то от этого получить. Наконец, такси - это не личный автомобиль. В нем нет "своей" атмосферы, вещи не оставишь, да и риск нарваться на неадекватного или просто хамоватого водителя есть практически всегда.
Но справедливости ради еще раз отметим: вариант с такси хорош тем, что избавляет от всех типичных забот автомобилиста. Не надо думать про заправки, мойки, штрафы, ремонты и страховки. И (что немаловажно для жителя крупного города) голова не болит по поводу места для стоянки возле дома и работы. Да и зимой не надо думать о холодном пуске, прогреве, очистке от снега и прочих прелестях морозных деньков!
Доступный пробег - 330-500 км (11-16,6 км в день)
Преимущества:
+ отсутствие забот автомобилиста экономит время и нервы
+ быстрее, чем на автомобиле в крупном городе, за счет отсутствия проблем с парковками
+ во время поездок можно заниматься делами, далекими от управления транспортным средством
Недостатки:
- самый малый доступный километраж
- все расходы невосполняемые
- это не личный транспорт со всеми вытекающими
Каршеринг, какой бы он ни был
Последнее время в Минске активно развивается каршеринг, работают два оператора, в тестовом режиме стартовал третий. Число машин увеличивается, да и сам сервис уже перестает быть диковинным. Немаловажно и то, что по сравнению даже с Uber каршеринг может быть дешевле. Так, может, "наш" месячный бюджет тратить на краткосрочную аренду?
С учетом тарифа 0,29 руб. за минуту использования можно рассчитывать на 1379 минут в месяц, а это практически 23 часа, или 46 минут в день. Как показал наш опыт, в среднем поездка занимает 20-30 минут, так что теоретически можно совершать где-то 45-70 поездок в месяц. А сколько это в километрах?
Как и в случае с такси, на стоимость поездки влияют различные факторы. Главный - средняя скорость сообщения на маршруте. По МКАД можно за минуту проезжать и полтора километра, а вот в час пик по центру вы из своего кармана будете оплачивать простои в заторе. В среднем (на примере наших поездок) выходит что-то около 1,25-1,5 км за рубль, то есть за 400 руб. получаем 500-600 км в зависимости от особенностей поездок.
Другими словами, каршеринг позволяет проехать за те же деньги чуть больше, чем на такси, но все равно доступный километраж недотягивает до автомобильного. При этом по ряду аспектов краткосрочная аренда что твое владение машиной. В отличие от такси ты не пассажир, значит, тебе за руль садиться, ответственность за все свои действия на дороге нести, опять же искать, где машину после поездки оставить, и правила каршеринга не нарушить.
И все-таки главный недостаток - потери времени. Да, в отличие от автовладельца тебе не надо "заморачиваться" ремонтом или облуживанием, но перед каждой поездкой придется тратить время на то, чтобы добраться до ближайшего арендного автомобиля (https://www.abw.by/novosti/rb/199984/), а потом на то, чтобы в соответствии с правилам оператора осмотреть машину и сообщить оператору об обнаруженных недостатках. В итоге скорость сообщения серьезно страдает.
Доступный пробег - 500-600 км (16,6-20 км в день)
Преимущества:
+ отсутствие большинства забот автовладельца
+ доступный пробег больше, чем у такси
+ возможности использования автомобиля в целом шире, чем в случае такси
Недостатки:
- поиск и инспекция автомобиля перед началом аренды отнимают время
- груз ответственности пользователя услуги каршеринга
- ограничения по использованию - все-таки это не личный автомобиль
- не гарантируется наличие свободных машин в шаговой доступности
Наш вердикт
С точки зрения предоставляемых возможностей, а это не только доступный километраж, но и возможность использовать транспорт исключительно по своему разумению, личный автомобиль выглядит предпочтительнее такси или аренды в том или ином ее виде. Можно таскать доски на дачу, перевозить животных, по выходным "отжигать" на трек-днях. Твой автомобиль - твои правила! Опять же детские кресла для перевозки чад, любимая музыка в магнитоле, элементарно чистота салона и отсутствие посторонних запахов - все это гарантирует только личный автомобиль.
Но отсутствие денег на покупку машины вынуждает или ввязываться в кредит (и терять деньги на процентах), или искать "корча". В любом случае это чревато дополнительными затратами (и уменьшает доступный пробег), а главное - старый автомобиль неизбежно будет забирать ваше внимание и время.
Тем, для кого последнее - самый важный ресурс, а величина доступного пробега не так критична, лучше всего подойдет такси. В этом случае можно забыть обо всем автомобильном, включая водительское удостоверение и талон к нему. Просто садишься на пассажирское кресло и занимаешься своими делами. Впрочем, не питайте иллюзий: с нашим уровнем сервиса в такси и Uber возможны разные неожиданности.
Не любите шансон и разговорчивых водителей и вообще предпочитаете самостоятельно рулить процессом? Тогда, возможно, подойдет каршеринг. Но только в том случае, если бюджет покрывает предстоящие пробеги, вас не напрягает осмотр грязного автомобиля два раза в день, а главное - арендные машины всегда имеются в шаговой доступности от места жительства/работы. Хотя с этим ситуация последнее время улучшается.
Иван КРИШКЕВИЧ
Фото автора и из архива редакции
ABW.BY
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber