В Нью-Йорке 12 ноября откроется выставка, говорить о которой начали задолго до даты. Речь идет о крупнейшей ретроспективе основателя поп-арта Энди Уорхола. В 2018 году художнику исполнилось бы 90 лет. Рассказываем, почему стоит непременно попасть на выставку, на которую вам скорее всего придется отстоять длинную очередь на Ганзевурт-стрит.
— Пока одни собираются лететь в Вену на выставку Питера Брейгель Старшего, другие бронируют билеты в Нью-Йорк, где 12 ноября откроется первая за последние 30 лет ретроспектива Энди Уорхола такого масштаба.
В Музее Уитни уже прогнозируют, что она побьет рекорды посещаемости. И рассказывают, что работы для экспозиции получили из десятков культурных институций и частных собраний — в общей сложности более трех сотен. Куратором выставки стала Донна де Салво, познакомившаяся с Уорхолом в 1985 году. По ее словам, тогда он показался ей «экстравагантным художником, который носил смешной парик». Волосы Уорхол действительно потерял совсем молодым. И всю жизнь носил седой парик.
— Странным Энди Уорхол казался многим.
Вскоре после переезда в Нью-Йорк к художнику перебралась его мать, с которой он прожил в одной квартире почти 20 лет, до самой смерти женщины. На выставке можно будет рассмотреть их совместный портрет, сделанный фотографом Дуэйном Майклсом. А племянница художника Мадален Вархола вспоминала, что вместо своих картин они просили дарить дядю игрушки. Кстати, сам Уорхол тоже в них с удовольствием играл.
— Существует версия, что к искусству Энди Уорхола подтолкнула перенесенная в детстве болезнь.
Хорея Сиденгама приковала будущего художника к постели. Тогда он стал рисовать, собирать вырезки из газет и журналов с изображениями героев Диснея и делать коллажи. Позднее его художественная карьера началась с коммерческих иллюстраций. На выставке представлены рисунки, сделанные в рамках рекламной кампании туфель-лодочек обувной марки I.Miller and Sons. «Каждое воскресенье мы печатали в New York Times объявления размером в страницу или в полстраницы. Это была замечательная реклама и для обуви I. Miller и для Энди. Это расширило его аудиторию так, как не сделала бы ни одна журнальная статья. Эта реклама вдохнула в фирму I. Miller новую жизнь, оживила ее и из убогого, замшелого заведения для вдов она превратилась в стильный магазин для светских девиц», — вспоминала Джеральдин Штутц, которую называли «гением розничной торговли».
— Энди Уорхол никогда не скрывал, что во главе угла для него стояло не искусство, а заработок, которое оно может принести.
«Я начинал как коммерческий художник и хочу так закончить. Успех в бизнесе — самый притягательный вид искусства», — говорил он. Уорхол начинает тиражировать одно и то же изображение в своих работах. Сначала он делал это при помощи резинового штампа, но в 1962-м освоил технику шелкографии, которая, ка он считал, создавала эффект конвейера. На выставке в Музее Уитни на нескольких стенах разместят гигантский коллаж-инсталляцию «Коровьи обои».
— «Что делает Америку великой, так это то, что самые богатые люди покупают ровно те же товары, что и самые бедные. Ты знаешь, что президент пьет Coca-Cola, Лиз Тэйлор в восторге от Coca-Cola и ты, только представь, ты тоже можешь пить Coca-Cola! Coca-Cola всегда остается той же Coca-Cola, сколько бы денег ты ни заплатил»,— однажды написал Уорхол. Он любил искусство, которое было понятно всем. И стал пионером поп-арта. Кстати, сам он признавался, что на протяжении 20 лет питался тем самым растиражированным супом Campbell и сэндвичами.
А в ресторанах заказывал то, что не мог съесть, просил запаковать и оставлял на улице для нью-йоркских бродяг.
— Не меньше, чем продукты потребления и образы из рекламы, Уорхола интересовали знаменитости.
Их изображения из газет и журналов он вырезал еще в детстве. Героями шелкографий художника становились Уоррен Битти, Марлон Брандо, Элвис Пресли. Важным для Уорхола было не просто изобразить знаменитость, но сделать это в подходящее время. Так, портрет Элизабет Тейлор он создал в 1963 году, когда актриса снималась в «Клеопатре» и когда начался ее роман с Ричардом Бёртоном.
А Мэрилин Монро изобразил вскоре после ее смерти от передозировки.
— В 1968 году Уорхол пережил покушение и клиническую смерть.
Радикальная феминистка Валери Соланас выпустила несколько пуль в художника. После чего выбежала на улицу и заявила полицейскому: «Я стреляла в Энди Уорхола». Соланас диагностировали параноидальную шизофрению, и она получила всего лишь 3-летний срок. А Уорхол перенес несколько операций и до конца жизни носил поддерживающий корсет.
— Уорхол создал одни из самых знаменитых портретов в мире.
Один из разделов выставки называется Мао. Председателя Китайской Народной республики Уорхол начал писать в 1972 году. Ему посоветовали изобразить самую значимую фигуру ХХ века, подразумевая Альберта Эйнштейна. Однако художник решил, что самым известным человеком в мире на тот момент являлся китайский лидер. Таким образом, мастер поп-арта приложил руку к тому, что Мао стал товаром капиталистической экономики — таким же, как банка супа Campbell.
— Уорхола интересовала не только глянцевая сторона жизни.
Один из залов выставки посвящен теме смерти и бедствий. Художник переосмыслял газетные и журнальные новости о катастрофах, крушениях, казнях и убийствах.
«Думаю, все началось с большой фотографии авиакатастрофы, вернее, с первой полосы газеты, где о ней сообщалось: «129 погибших». Тогда же я писал своих Мэрилин и вдруг понял: все, что я делаю, связано со смертью. Это стало для меня толчком. Но когда видишь жуткую картину снова и снова, она уже не оказывает никакого действия».
Речь шла о катастрофе лайнера Boeing компании Air France в парижском аэропорту Орли. Но все же самой впечатляющей работой цикла, посвященной смерти, называют «Самоубийство» — коллаж с повторяющимися кадрами безжизненного тела 23-летней девушки-бухгалтера, спрыгнувшей с 86-го этажа Эмпайр-стейт-билдинг.
— Энди Уорхол скончался в 1987 году после операции на желчном пузыре.
Сама операция прошла успешно, но не выдержало сердце. Художника похоронили в родном Питтсбурге рядом с родителями. В могилу Уорхола положили номер журнала Interview и флакон его любимых духов.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Свет черной клеенки: гений Нико Пиросмани — здесь.
«Русский Магритт»: все о советском сюрреалисте Викторе Пивоварове —здесь.
«Новый Рубенс»: что мы знаем о самой дорогой современной художнице — здесь.