Мамы говорят:
“То хочу гулять, то не хочу гулять, а хочу в “Лего” играть,
садимся играть - истерика, гулять опять хочу!”
“Командует нами, психует, требует, чтобы все было, как он
хочет.”
“Вот что с ним делать? Требует, чтобы сам колготки одевал, а
у самого не получается, и помочь не дает.”
“Я говорю, что мама расстроена, а он мне: “Нет, ты не
расстроена”, на все “нет” - ночь настала - “Нет!”, папе надо на
работу - “Нет!”
Большинство родителей знает о кризисе трех лет. И, конечно, очень его
боятся: воображение рисует самые ужасные картины, как ребенок валяется на полу в магазине и орет. Но даже при том, что об этом кризисе
информации действительно довольно много, далеко не все родители
оказываются готовыми к тем изменениям в поведении, которыми
сопровождается взросление ребенка. И правда, вроде бы уже весьма
взрослый человек, который говорит, здраво рассуждает, но в то же самое
время не может понять простых объяснений и чуть что - начинает истерить. Как будто специально хочет позлить!
Еще одно ожидание связано с тем, что кризис наступит именно в три года. Но неспроста его еще называют кризисом раннего детства. Довольно большое количество детей вступают в него после двух лет, часто кризис длится до четырех-четырех с половиной лет.
Психологи выделяют семь основных признаков этого кризиса, которые
проявляются в той или иной степени:
Негативизм. Ребенок отвечает “нет!” на все предложения взрослого, вне
зависимости от своих желаний. Например, мама предлагает гулять, а
ребенок отказывается, хотя очень любит гулять. То есть отказывается только потому, что это предложил не он.
Упрямство. Ребенок стоит на своем, даже если высказанное желание уже
пропало, только из-за того, что это его идея и ее нужно отстоять.
Своеволие. Стремление делать что-то самому, даже если не получается,
знаменитое “Я сам!”
Деспотизм. Ребенок отчаянно старается встать на ведущую позицию,
показать, что “он тут главный”, пытается управлять взрослыми, может быть грубым. Например, может указывать старшим, куда сесть, встать, требует подчинения. По отношению к братьям и сестрам деспотизм проявляется как ревность.
Обесценивание. То, что раньше было дорого для ребенка, становится как
будто неважным. Например, он может ломать любимые игрушки или
отказываться в них играть. Даже отношения с близкими людьми временно обесцениваются - ребенок может начать обзываться, называть родителей злыми, заявлять, что найдет себе других “добрых” родителей.
Строптивость. Обезличена, направлена против привычных событий, норм
воспитания, образа жизни, который сложился до этого периода. Ребенок
внезапно отказывается от выполнения привычных дел, норм и правил.
Протест-бунт. Ребенок конфликтует как будто на ровном месте, у родителей возникает ощущение, что он делает это специально, чтобы позлить их.
Одним словом, ребенок из прекрасного маминого ангелочка внезапно
превращается во вредного, конфликтного, истеричного, противного, грубого ребенка, который не знает, чего хочет, не любит родителей, а только и делает, что выводит их из себя.
Да, родителям деток этого возраста приходится нелегко, неудивительно, что у них возникают подобные мысли.
На самом деле в этот период ребенок неосознанно решает очень важную
задачу - отделяется от мамы. Он активно проявляет свою волю, свои
желания, противопоставляет их желаниям родителей. Психологи говорят, что в этом кризисе рождается личность ребенка. А раз появляется личность, то появляются и ее границы, которые приходится обозначать и отстаивать, а так же встречаться и взаимодействовать с границами других людей, в первую очередь близких. В процессе отстаивания своих границ и при столкновении с границами других, ребенок учится конфликтовать. И родители представляют ему прекрасное поле для “тренировки” этого навыка, выступая партнером по конфликту, показывая, какие есть способы его разрешения.
То есть получается, что в этом кризисе начинают формироваться те качества, о которых родители мечтают, когда представляют своего ребенка взрослым, целеустремленным, самостоятельным, умеющим постоять за себя, обозначить свою точку зрения, свои границы.
Как формирование любых других навыков, этот процесс не обходится без
ошибок. Когда малыш учится ходить, ему приходится много падать, ходить, держась за стены, путаться в собственных ногах. Ни один ребенок не бежит стометровку, едва встав в первый раз на ноги. Точно так же обстоят дела и с осознанием и отстаиванием своих границ. Чтобы взрослые услышали и начали считаться с мнением и интересами ребенка, которые отличаются от мнения и интересов взрослых, нужно об этом очень громко и очень ярко заявить.
Да, сначала не обходится без “перегибов”: малыш начинает отстаивать себя в тех ситуациях, где ему и так пойдут навстречу или в тех, где
никакие его истерики не заставят родителей уступить. Но постепенно он
научается адекватно заявлять о себе.
Очень важно помнить, что ребенок все еще очень незрелый - у него почти не сформировано абстрактно-логическое мышление, то есть далеко не все объяснения он способен понять и осознать, особенно в момент истерики.
Эмоции в этом возрасте все еще очень подвижны, сиюминутны, возникают и исчезают довольно внезапно, но постепенно малыш уже учится ими управлять. Но вот способность к самоконтролю, все еще не достаточно развита, поэтому сильные эмоции удержать в себе ребенок не в состоянии.
А еще в этом возрасте только зарождается способность к эмпатии, то есть способность осознавать, что у других людей тоже есть чувства. Значит ребенок точно не делает что-то “назло”, он просто не способен выдумать и осознать такую “схему” - как бы позлить родителей. Поэтому даже в самой раздражающей ситуации помните, что ребенок не имеет цели вывести вас из себя!
Рекомендации:
Давайте возможность проявлять самостоятельность, отстаивать свои
интересы там, где это безопасно.
Признавайте, проговаривайте чувства ребенка.
С пониманием относитесь к особенностям поведения в этот период -
не давите, но и не попустительствуйте.
Понимайте, что ребенку в истерике или в конфликте со взрослым тоже
плохо, что кроме близких людей ему негде получить поддержку.
Заботьтесь о себе, отдыхайте, пополняйте свои ресурсы.
Глава из книги Марии Григорян и Екатерины Жарковой "Возрастные особенности ребенка до семи лет"
Ставьте лайк, оставляйте комментарии, если статья вам понравилась. Подписывайтесь на мой канал, чтобы оставаться в курсе и не пропустить новые статьи.