Первоисточник: М. Агеев «Роман с кокаином» в одном действии
Режиссёр, автор инсценировки и музыкального оформления: Андрей Черпин
В спектакле заняты: засл.артисты РФ Людмила Попыванова, Андрей Сидоров, засл. арт. Крыма Виктор Литвинчук, артисты Наталья Абрамова, Олеся Казанцева, Антон Антонов, Артём Киселёв, Иван Лабутин, Вячеслав Радионов, Владислав Хрусталёв, Светлана Соболь, Евгений Макаров, Виталий Огарь, Дарья Омельченко
Начну с того, что я ещё ни разу, даже начерно, не писал о театральных постановках. Это новый опыт, и, надеюсь, он не выйдет комом.
Молодой человек по имени Вадим Масленников — бывший гимназист, который после неудачно сложившихся отношений начинает баловаться кокаином. Спектакль — история его хоть и насыщенной (по большей части — иллюзиями), но очень короткой, жизни.
Не буду скрывать, у меня есть чисто исследовательский интерес к тому, как в искусстве преподносят тему наркотиков. И театра в этом плане я пока не касался. А потом посмотрел спектакль «Роман с кокаином».
У постановки Томского Областного Театра Драмы много положительных отзывов. Многие пишут о том, что спектакль шикарный. Я не стану ни подтверждать, ни опровергать данную точку зрения. Всё-таки театр, по моему мнению, тот вид искусства, взгляд на который всегда очень субъективен. Актёры там играют не так, как в кино, используются другие средства выразительности и технические приёмы.
Я не знаток театра и на театральных постановках бываю редко. Если честно, я довольно сильно переживал за качество спектакля, потому что последний раз в театре мне понравилось «Он, она, окно и тело»/«Он, она, окно, покойник», года 2 назад, когда я ещё жил в Красноярске. После была очень неудачная и пошлая версия «Ревизора» и так себе отрывки из «Мастера и Маргариты», после которых мне долго не хотелось посещать театр. Но «Роман с кокаином»удался.
Я не знаком с литературным первоисточником, и по этой причине не могу сказать, насколько точно он был перенесен на подмостки, но даже без знания текста есть ощущение, что с оригиналом работали долго и кропотливо, стараясь сохранить все детали. И если это правда так, то у меня есть вопросы скорее к работе М. Агеева, нежели к спектаклю. Кажется мне, что действие затянуто. Хотя возможно мне просто непривычно 2 часа без антракта сидеть на одном месте и параллельно осмыслять происходящее перед глазами. Опять же, я скорее смотрю глазами кино«критика», нежели знатока театра, и через эту призму первая половина спектакля сильно отстаёт от второй в плане темпа. Вы спросите, мол «а кино ты смотришь в кинотеатре с антрактами?». Нет, но одно дело наблюдать за движущейся картинкой, другое — за движущимися людьми.
Мне очень понравилось, как актёрская труппа подошла к реализации своих ролей, чувствуется энергия и подача. Исполнитель главной роли отлично сыграл и задорное «мне 15, зато я уже с триппером», и достаточно тяжелые моменты наркотического одурманивания. Вообще, спектакль пестрит интересными приёмами, вроде трёх актрис, которые одновременно на сцене играют одну девочку или выходах, собственно, Вадима Масленникова в зрительный зал и взаимодействия с публикой.
Ещё для меня было важно, что в спектакле с достаточно большим содержанием сцен, которые не предназначены для просмотра детьми, как употребление наркотиков, секс и даже мат, не было пошлости. Поначалу меня это слегка напрягало, но авторы всё-же прошли по тонкой грани и не пересекли черту.
«Роман с кокаином» — очень выверенный спектакль, который, насколько я знаю, ставят не один сезон. Я никогда не видел столь хорошо технически оснащённого театрального действа. Будучи слегка знакомым с работой звукорежиссёра в театре, скажу, что звучит всё очень профессионально. И если я ничего не путаю, на актёрах не было микрофонов, хотя многие люди в зрительном зале могли подумать, что это не так, услышав delay-эффект (эхо) на многих голосах. Я знаю, как это делается, но секрет вам не раскрою, вот. Магия театра. А вообще один из главных плюсов — хорошо выстроенная акустика. Не в каждом театре вам будет хорошо слышно отовсюду. Я сидел в зачастую проблемном месте и не пропустил ни одной фразы.
Помимо звука хотелось бы отметить работу осветителя и других техников, которые делали спектакль более запоминающимся. Движущаяся по кругу сцена, которая создаёт ощущение, что танцующие на ней не двигаются, огромное зеркало, как бы искажающее происходящее на сцене — выглядит более, чем достойно. И да, как за короткий промежуток времени практически лёжа на сцене актёры смогли надеть противогазы — до сих пор тайна. Магия театра.
Но самое важное — создатели сумели передать основную мысль, которая достаточно чётко проводит черту между здоровым человеком и тем, кто употребляет наркотики. Они калечат и убивают как самого наркомана, так и его близких. Они разрушают саму человеческую натуру. Показать это спектаклю удалось.