Найти тему
Ilia Baronshin

Первое впечатление в цифровых продуктах

У нас всегда есть лишь один шанс произвести первое впечатление. Первая встреча оставит в памяти понимание того, кто вы, и составит образ вашего будущего общения и отношений в целом. Это одинаково верно как для людей, так и для продуктов.

По статистике, приложения в среднем теряет 77% своих пользователей за первые 3 дня

Большинство продуктов не задумываются, что находятся в конкурентной борьбе за время пользователя. Поэтому обеспечение второго захода в приложение или на сайт является столь же важной задачей, как разработка ключевых функций вашего продукта. Обычно первое впечатление складывается за первые 30 секунд пользования. И оно должно быть таким, чтобы пользователю захотелось узнать о вас побольше — это будет причиной, почему он проведет в вашем продукте больше времени или воспользуется им еще раз.

Для аналогии вспомните сколько радости вы испытывали, открывая коробку нового айфона, насколько это был приятный во всех отношениях процесс. А теперь представьте, что Apple заменила свою упаковку: вместо коробок идеального жемчужно-белого цвета они упаковывают свои товары в обычной картон. Совсем другие ощущения и ожидания, не правда ли? В цифровых продуктах все точно так же.

Если вы хотите создать продукт, который пользователи полюбят, ваше первое знакомство должно быть эмоциональным

Мы рассказываем о том, что любим, делимся эмоциями, советуем друзьям и коллегам, поэтому пользователи, которые полюбят ваш продукт, могут помочь вам значительно сократить затраты на маркетинг.

Итак, как же создать правильное первое впечатление?

Все дело в восприятии времени. Новый пользователь очень нетерпелив — он хочет быстро ответить себе на вопрос, походите вы ему или нет. У него нет желания вникать в детали вашего функционала, чтобы разобраться в том, сделаете ли вы его жизнь проще или, наоборот, усложните ее; поможете ли вы стать ему более эффективным на работе или, наоборот, заставите его терять время.

Можно провести параллель между дизайном продуктов и компьютерных игр. Игра тем лучше, чем незаметнее бежит время пока вы в нее играете. Игровая индустрия очень преуспела в том, что называется first-time experience. В сфере развлечений, где пользователей не может удержать необходимость выполнить какую-либо задачу, решение “продолжить или уйти” принимается очень быстро.

Например, разработчики игры Blizzard Overwatch применили интересный подход в дизайне состояния ожидания, пока участники групповой игры по сети собираются вместе. Если вы играете в режиме 6-на-6, то можете представить, сколько времени может уйти на то, чтобы дождаться всех. Обычно это время вы проводите, смотря на экран ожидания с прогресс-баром. Что сделали авторы Overwatch? Они вовлеки ожидающих в мини-игру без какой-то конкретной цели или сценария. Они просто дали людям возможность провести время вместе, делая то, чем обычно они в играх не занимаются: познакомиться, помахать друг другу рукой, заняться каким-то общим делом. С одной стороны, это какая-то новая грань в восприятии игры, а с другой — это просто экран ожидания.

Игроки Blizzard Overwatch ждут, пока соберутся все участники групповой игры
Игроки Blizzard Overwatch ждут, пока соберутся все участники групповой игры

Когда команда работает над дизайном своего продукта, она обычно забывает о том, что пользователь проводит часть своего времени в ожидании

Дизайнеры рисуют мокапы, иллюстрируя, как страницы продукта будут выглядеть когда в них загружены данные, но очень редко они задумываются над тем, как эти экраны будут выглядеть в самом начале, когда еще не существует данных, которые можно было бы отобразить. Там будет пусто. Пустота некомфортна, потому что она ставит пользователя в позицию неопределенности и ожидания, когда ему нужно самому догадаться, что сделать, чтобы продукт “ожил”.

На мой взгляд, это задача разработчиков — сделать так, чтобы пользователю не нужно было тратить время на понимание следующих шагов. Как мы уже говорили, люди очень чувствительны ко времени: если они не понимают, какой результат они получат взамен потраченного времени, то скорее всего они не будут его тратить. Чтобы избежать этой ситуации, нам нужно отвлечь внимание пользователя на что-то другое и тем самым изменить его восприятие времени.

Вот несколько способов сделать время ожидания короче, чем оно есть на самом деле:

1. Полезные советы. Когда пользователь впервые оказывается в вашем приложении, очень эффективным может быть указание на то, где именно находятся функционал, который может быть ему полезен в его конкретной ситуации новичка. Кроме того, постепенное “подсвечивание” функционала — это хорошая стратегия удержания пользователя в состоянии вовлечение. Главное здесь не просто показывать кнопки и говорить, что они делают, а делать это, давая контекст, в котором эта конкретная кнопка ему может быть полезна.

Онбординг приложения по изучению иностранных языков Duolingo
Онбординг приложения по изучению иностранных языков Duolingo

2. “А вы знали?”. Экраны ожидания — правильное место для того, чтобы рассказать интересные факты о вашем продукте или предложить релевантный юзер-кейс.

3. Цитаты. Интересная, яркая мысль отвлечет пользователя от ожидания и вдохновит на решение стоящих перед ним задач.

-3

4. Анимация. Отвлекая внимание пользователя на “мультик” — это минимум, что мы можем сделать, чтобы сгладить ожидание.

Когда вы проектируете опыт пользования вашим продуктом, нужно всегда ставить пользователя в центр всего, что вы делаете

Создатели в своем воображении видят свои продукты, где ими пользуются миллионы пользователей, создающих огромные массивы данных. В этих образах очень много чего происходит, и именно эта картина находит свое отражение в мокапах. Однако, это что-то, что случится далеко не сразу, и правда такова: к 40-му дню большинство пользователей покинут ваш продукт, если они не найдут причин остаться. Одной из таких причин может быть отношения, которые возникли между эти пользователем и вашим продуктом. А отношения невозможны без эмоций, и об этом не стоит забывать.

Работать над эмоциональной составляющей нужно сразу, с самого первого запуска, потому что у нас есть всего один шанс создать первое впечатление.