12 ноября 1837 года открылась железная дорога Петербург — Царское село, также известная как Царскосельская. Это была первая железная дорога общественного пользования в России, единственная в стране и шестая в мире.
Строительство дороги началось в мае 1836 года. Руководил процессом инженер и предприниматель Франц фон Герстнер, уже успевший ввести в эксплуатацию первую железную дорогу в Австрии.
Работы велись от Павловска, к июли уже была завершена платформа под навесом для приезжающих и заложен фундамент здания гостиницы. Затем заложили вокзал и проложили рельсы. Финансировала строительство дороги частная акционерная компания, большая часть акций которой принадлежала графу и внуку Екатерины II Алексею Бобринскому.
Всего на строительство Царскосельской дороги ушло порядка 5 млн рублей, часть этих денег была потрачена на покупку подвижного состава и рельсов. Доход дорога начала приносить примерно через год после открытия, все затраты на строительство и содержание транспорта она окупила за пять лет.
Первый поезд с Царскосельского, ныне известного как Витебский, вокзала отправился 11 сентября 1837 года. Состав тронулся днём в половине первого. Управлял им сам Франц фон Герстнер. Из Петербурга в Царскосельское село поезд добрался всего за 35 минут. Время это по тем временам было рекордным. Знаменательное событие отпраздновали банкетом и парой торжественных речей. После чего слегка захмелевшие пассажиры тем же поездом отправились обратно в столицу. Примичательно, что обратная дорога заняла меньше времени — 27 минут. Отчасти это связано с тем, что фон Герстнер очень хотел впечатлить публику и старался показать все достоинства железной дороги и поездов. Пассажиры, к слову, остались в восторге.
"Это, право, что-то похожее на чародейство! Слышите ли оглушительный, дикий рев огненного коня, застилающего путь густою пеленою! Нельзя представить себе ничего величественнее этой силы, непреодолимой и вместе с тем послушной, которая несется быстрее ветра", — восторгался один из первых испытателей Царскосельской железной дороги.
За 1838 год дорога перевезла порядка 700 тыс. пассажиров. Стоимость одного билета варьировалась от 2,5 до 5 рублей.
Жалованье приказчика магазина в это время составляло 15-30 рублей в месяц. Рабочего - от 7 до 14 рублей.
Читайте также:
Как в Ленобласти взлетел первый в России самолет
Петербургские ученые нашли кладезь энергии в пирамиде Хеопса