Каждый жанр наиболее выразителен тогда, когда при соприкосновении с произведением, мы получаем его в первозданном, задуманном автором виде. Поэтому рок-композиция, что бы там не говорили, это не только текст (впрочем, и не только музыка), это именно текст и музыка, это композиция в таком виде, в котором она представлена на альбоме или концерте. Отступая от темы скажу, раз уж зашла речь, что все споры насчет того, что первично, стихи или музыкальная составляющая (которая включает в себя и красоту вокала), кажутся мне абсолютно бессмысленными. Это как спросить, что первично в любимом нами напитке - вода, или листья чая.
Возвращаясь к нашей теме: только текст не может до конца передать всего, что хотел сказать автор. Так, у Сплина вышел новый альбом, в 2018 году, который называется "Встречная полоса". Последняя, 11 песня альбома, называется "Яблоко". И конечно же, речь идет о том самом пресловутом яблоке, которое было сорвано с древа познания добра и зла.
В данной песне важно все: музыка, текст, похожий скорее на мантру, нежели на поэтическое произведение, вокал Васильева, в котором чувствуется сразу и радость, и надрыв, и крик отчаянья, и тоска. Эта радость - радость бытия, в том виде, в котором оно есть теперь, после того, как мир пал, вместе с Адамом и Евой. Ведь этот мир - наш дом, и другого нет у нас, поэтому эмоции песни амбивалентны, и даже поливалентны. И в словах "спасибо, Ева, тебе за это яблоко", сразу и горечь и искреннее благодарение, и печаль по потерянному, и даже, позволю высказать нечто совсем смелое - надежда на преображение.
Что делает Александр Васильев? Он в совершенно простой, практически примитивный текст вкладывает такое количество оттенков смысла, которое возможно разглядеть, если иметь ключ к этому шифру, которым является, с одной стороны, христианское богословие, с другой же, прочие песни Сплина, коррелирующие с этой темой: "Звери", "Бог устал нас любить", "Молитва", "Праздник", "Чудак", "Нам, мудрецам".
Если первый куплет все же склоняется более к восторженности миром, то второй начинается словами:
"И вдруг темно.
И всё не то..."
И все не то! Грех разъединяет. Сначала он манит, а потом от него тошно, и даже облака уже не те. Однако, возможно и в самом грехопадении есть провиденциальность, а где провиденциальность, там эволюция, поэтому снова: "Спасибо, Ева, тебе за это яблоко". И тут же приходят на ум другие слова,из песни "Нам, мудрецам":
И будут гости пить до дна, за всех за нас,
За Новый год, за Рождество, за Воскресенье...