Найти тему
В школе и дома

Чем было лучше советское образование

Хочу сразу заметить, что я далека от того, чтобы идеализировать советские времена вообще и советское образование в частности. Я там жила. Недолго, но жила. И, в отличие от некоторых, мне гораздо больше нравится жизнь в наше время.

Но вот сейчас читаю книгу В. Сухомлинского «Павлышская средняя школа» и у меня просто глаза на лоб лезут. Каждый педагог его школы кроме обычных уроков, вел по три-пять кружков и секций для всех возрастов, а еще кружки вели люди, которые к школе никакого отношения не имели. А еще кружки вели старшие школьники, их называли вожатыми. А еще все эти люди организовывали множество походов однодневных и с ночевками, покупали туристическое оборудование, реставрировали заброшенные дома, оборудовали специализированные комнаты и кабинеты. И что-то мне подсказывает, что делалось все это безвозмездно. 

Если почитать Ш. Амонашвили, тоже можно увидеть подобную же ситуацию, хотя и не в такой мере. Учитель самозабвенно занимается с отстающим учеником, тем, кто сейчас у нас занимается по программе 8 вида. Он посещает его дома, учит его родителей, родственников, соседей, как с ним общаться, каждый день приходит к нему домой для дополнительных занятий или приглашает к себе в школу и даже домой. Постоянно проводит мероприятия для родителей (выступают дети). Родители в свою очередь приходят в продленку, чтобы провести с детьми какие-то кружки, занятия, беседы. Помогают поддерживать порядок на переменах (специально приходят в школу и занимаются с детьми на переменах). И им совершенно точно за это не платят.

У А. Макаренко такая же ситуация. Педагоги и дети живут одной семьей. Голодают дети — голодают все. Нашли пищу — делят на всех. Безвозмездно. Несмотря на то что это не входит в их должностные обязанности.

Можно, конечно, сказать, что это были гениальные педагоги, чтобы их пересчитать, хватит пальцев одной руки.

Но, мне кажется, все-таки время было другое. Очень многие не пересчитывали все на деньги. А сейчас иначе. И меня, например, очень часто посещает мысль: «Почему я должна это делать, если мне за это не платят?» Это, конечно, очень печально. Исправить ситуацию вряд ли возможно. Поэтому и советского образования нам уже не видать.

Но что-то сделать все-таки можно. Например, не следить друг за другом (родители за учителями, а учителя за родителями): все они сделали, что положено, или не все, а подумать: чем я могу помочь в общем деле — воспитании детей.