Найти тему
Знание - сила

Как искали Янтарную комнату

Со знаменитой Янтарной комнатой связано много загадок, начиная с ее появления при дворе прусского короля. У этого шедевра была трудная судьба: он несколько раз менял свой облик и переходил от одного хозяина к другому. Но главной загадкой янтарной комнаты остается ее местонахождение. Она бесследно пропала во время Второй Мировой войны и до сих пор не известно, погибла она и или хранится в секретных сейфах и частных коллекциях. Как появилось на свет это чудесное творение, и что, собственно в нем особенного?

Авторство интерьеров комнаты принадлежит известному прусскому архитектору А. Шлютеру. Он полностью придумал все убранство помещения. Янтарная комната была заказана Шлютеру для супруги короля Пруссии Курфюрста Фридриха III. Король лично позаботился о том, что бы подарок получился особенным и уникальным. Шлютер нарисовал превосходный макет, который устроил королевскую чету. В качестве материала решили использовать «балтийское золото», так тогда называли янтарь.

Замысел подарка возник у короля Фридриха во время посещения Кенигсберга, столицы янтарного промысла. Там только что коронованному монарху преподнесли в подарок две большие янтарные рамы, искусной работы. Эти рамы так сильно понравились королеве, что решено было обставить такими панно целую залу. Оформлением янтарного чуда занимались несколько мастеров. Сначала из Копенгагена пригласили резчика по слоновой кости Г. Вольфрама. Он 6 лет трудился над проектом, но разошелся с королевой во мнениях и был отстранен от работы. Дальше к оформлению кабинета приступили датчане Э. Шахт и Г. Турау. Эти мастера королеве нравились больше. Работа шла долго. Комната должна была стать изюминкой летнего дворца Литценбург, который проектировался специально для королевы Софии-Шарлотты, с учетом всех ее пожеланий и капризов. Нужно отдать должное – у королевы был изысканный вкус. Но янтарной комнате была уготована совершенно иная судьба.

Супруга монарха скоропостижно скончалась в 1709 году. Король Фридрих, в память о жене, заморозил строительство замка, чтобы оставить его таким, каким он при жизни Софии-Шарлотты. Янтарная комната к этому времени была практически готова. Ее Фридрих задумал расширить и дополнить еще рядом янтарных панно, он и эти планы не были реализованы. Монарх умер в 1713 году и его приемник Фридрих-Вильгельм I распорядился комнатой иначе. Фридрих-Вильгельм отличался тем, что резко сократил расходы правительства и вел на протяжении своего правления жесткую прагматичную политику. Когда Пруссия заключила с мир Россией, Петр I, получил янтарную комнату в подарок, как знак примирения. В ответ Петр послал прусскому королю собственноручно сделанную чашу и 55 высокосортных красавцев гренадеров. Прусский порядок отправился в Россию через Кенигсберг и Ригу. Янтарные панели погрузили в 18 деревянных ящиков, и вскоре они прибыли в молодую столицу России. Сам Петр подарком так и не успел восхититься, оказалось, что в присланных ящиках не хватает множества деталей. Собрать комнату не получилось. До воцарения на престол дочери Петра Великого Елизаветы Петровны, ящики с панно так и пролежали не тронутыми. Только при императрице Елизавете, комната украсила, наконец, Зимний Дворец.

Архитектор Варфоломей Растрелли по просьбе императрицы установил панно и заполнил недостающие пространства зеркалами. Вскоре прусская сторона неожиданно пристала недостающие детали. Сначала янтарная комната была остановлена в только что отстроенном Зимнем Дворце, а затем ее перенесли в Царское село. Оказалось, что на залу, выделенную для расположения панно, существовавших деталей не хватает. Помещение составляло 96 квадратных метров. Пригодились доработки Растрелли, но и их оказалось недостаточно. В Царском селе была развернута мастерская по обработке янтаря. Там произвели еще 450 килограмм янтарного материала, который дополнил и украсил экспозицию. Только в 1770 году янтарная комната окончательно обрела свой исторический вид, а заодно и свою вторую родину.

Получившийся янтарный узор состоял из нескольких ярусов. Центральный ярус был собран из прусских панно, подаренных еще Петру Великому. Их украшала мозаика из драгоценных флорентийских камней. Мозаика изображала аллегории на пять человеческих чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. Нижние и верхние ярусы были украшены русским янтарем. Убранство комнаты было дополнено русскими комодами и китайским фарфором. В таком виде и находилась вплоть до 1941 года.

Янтарь оказался очень чувствительным к русскому климату материалу. Он очень тяжело переносил резкие перепады температуры. На протяжении XIX века было произведено 3 масштабные реставрации.

В 1941 году, когда было объявлено о приближении немецких войск к Ленинграду, комнату из Царского Села решили не вывозить. Не было времени на эвакуацию, да и сам материал был слишком хрупким. Все панно аккуратно обклеили бумагой и ватой и закрыли деревянными щитами. Но немцы знали куда шли. Захватив Царское Село, они первым же делом вывезли все янтарные панно обратно в Кенигсберг. Сохранилась запись, в которой говорилось: «Правительство Третьего рейха жертвует панно в дар музею Королевского дворца Кенигсберга». В Кенигсберге панно снова собрали, и они украсили один из залов янтарного музея. До 1944 года комната оставалась там, но в 1944 году, во время наступления советской армии, немецкие войска вывезли панно в неизвестном направлении. С тех пор следы уникальной реликвии теряются. Когда советские войска в апреле 1945 года победоносно вошли в Кенигсберг, о янтарной комнате уже не было никаких известий.

Советское правительство, обеспокоенное потерей ценности, начало расследование. Изначала считали, что комната сгорела во время пожара 1944 года, когда английская авиация бомбила город. Но сами летчики говорил, что пожар был не сильный и его быстро потушили. Появились предположения, что немцы захватили комнату с собой при отступлении. Были и те, кто не верил, что покидающие город немцы будут заботиться о комнате. Легче все ее было оставить в подвалах, спрятав в дальний тайник. Если янтарная комната и правда все это время оставалась в подземелье, то она погибла вместе с замком. Королевский замок, в котором располагался музей, был уничтожен в 1969 году. Янтарь требует особенно бережных условий хранения и в земле он долго пролежать просто не мог.

Недавно стало известно, что после налета на Кенигсберг англичан хранители музея бережно собрали панно и спрятали его в ящиках в музейных подвалах. Немцам оставалось только вывезти эти ящики. Значит янтарная комната «жива»?

Оптимисты уверяют, что комната сохранена, но в настоящее время информация о не засекречена. В противном случае необходимо будет вернуть ее России. Отступающие немцы, терпящие поражение по всем фронтам, могли передать сокровище Соединенным Штатам в надежде на тайную материальную помощь. В 1945 году капитулировавшая Германия передала США тяжелый крейсер «Принц Ойген», который в качестве трофейного судна отбыл к берегам Северной Америки. В США с него сняли все оборудование, и он принял участие в ядерных испытаниях. Возможно, комната была вывезена именно на этом корабле. В таком случае янтарная комната до сих пор храниться в одном из американских сейфов или уже передана в руки частных коллекционеров.

По окончанию безуспешных поисков янтарных панно, в Советском Союзе было решено восстановить янтарную комнату в полном объеме. Был составлен проект А. А. Кедринского, по которому и начались работы. Из Германии в 2000 году был возвращен резной комод XVIII века и часть мозаики с аллегориями. В 2001 году в год 300-летия Санкт-Петербурга, обновленная комната была открыта для посетителей. Новая комната является полным соответствием оригинального янтарного чуда, на ее создание ушло 24 года. Может быть, когда найдутся следы пропавшего сокровища, новую комнату удастся обменять на подлинный экземпляр и историческая справедливость восторжествует?