Найти тему
Буддизм.ru

Кармапа в России: Улан-Удэ

Оглавление

В столице Бурятии Семнадцатый Кармапа встретился с представителями традиционной Сангхи России.

Александр КОЙБАГАРОВ:

— В Улан-Удэ все развивалось очень стремительно. Мы поехали в Иволгинский дацан. Должны были встречаться с Хамбо Ламой, но его там не оказалось. Сначала никого никуда не пускали, кроме Ламы Оле и Кармапы. Встречал нас настоятель дацана. И все говорили только по-бурятски. Потом оказалось, что Хамбо Лама в другом месте. Когда мы вышли, вдруг Кармапу стремительно посадили в «Волгу» и увезли куда-то. Мы бросились вдогонку, приехали в такое место, которое называется Богатая гора, там в XV веке стояла мощная ступа. В Иволгинской долине есть три места силы. Давным-давно в этом районе были монастыри или ступы, которые умиротворяли негативные энергии. Теперь здесь каждый год проводятся подношения духам и праздники.

Мы прибыли уже после подношений, и начались соревнования по национальной борьбе на поясах. Кармапа сидел рядом с Хамбо Ламой. Одним из борцов был худенький паренек, который уже победил нескольких противников. Но потом вышел большой борец, а маленький к тому моменту уже устал. Хамбо Лама спросил: «Кто из них победит?» Кармапа сказал: «Маленький победит». Хамбо Лама возразил: «Нет, он никогда его не побеждал».

И тут маленький уложил большого на землю. Хамбо Лама бросил на Кармапу особенный взгляд и спросил: «Почему ваши последователи говорят, что куда смотрит Лама, там и восток?» Кармапа в ответ начал развивать совершенно другую тему, долго и подробно. Когда слово взял Хамбо Лама, он сказал: «Я понял, что вы очень необычный человек, потому что знали, кто победит, и не ответили на мой вопрос».

Евгения ПОЛОВНИКОВА:

— Если в Иркутске все напоминало трагикомедию с элементами производственной драмы, то в Улан-Уде начался настоящий экшн: мы все время куда-то неслись — то в дацан, то из дацана, то на поле, где шли празднества и соревнования, то в зал, где должно было начаться посвящение. Причем никто не знал, в какой момент Кармапа будет переезжать из одного пункта в другой, поэтому даже когда все отправлялись в местное кафе есть традиционное бурятское блюдо позы, кто-то оставался дежурить, чтобы не упустить его.

В дацане, несмотря на отсутствие Хамбо Ламы, Кармапу принимали с большим почтением. Его и Ламу Оле провели в храм к телу Итигэлова. Мы все остались стоять снаружи, и было непонятно, пустят кого-то еще или нет. Но потом пригласили всех, включая женщин.

И то, что нам всем открыли свободный доступ в храм, показывало, что монахи понимают важность и исключительность момента. Потом Кармапу «украли», одного, без сопровождения, увезли на поле к Хамбо Ламе. Мы устремились вслед… Хамбо Лама был в прекрасном настроении, шутил, называл Ламу Оле своим другом и вообще наслаждался ситуацией. И Кармапа словно давал ему пространство для радости, позволяя всему идти, как идет. И еще Кармапа сказал, что чувствует себя здесь как на родине — и это тоже всем было приятно.

На посвящение вечером пришло столько людей, что не все поместились в зале. Многие в течение всего посвящения оставались снаружи, дожидаясь благословения. И Кармапа дал его всем. Причем особо рьяные буддисты, чтобы еще раз получить цог, вставали в очередь по два и три раза, несмотря на все увещевания.

Опубликовано в журнале «Буддизм.ru», N 16, 2010 г.

Подробнее о буддизме вы можете узнать на сайте www.buddhism.ru