Путешествие Семнадцатого Кармапы по России в 2010 году завершилось во Владивостоке.
Александр КОЙБАГАРОВ:
— Долгий переезд на поезде придумал Лама Оле. Он хотел показать, насколько велика Россия, и дать возможность благословить страну. Кармапа сказал, что Индия — тоже большая страна, но он никогда не ездил на поезде дольше четырех часов и никогда не путешествовал с такой большой группой сопровождения: максимум с четырьмя друзьями. В нашем же поезде под конец поездки было уже человек сто.
Евгения ПОЛОВНИКОВА:
— Трехдневное путешествие с Кармапой в поезде, было, пожалуй, самой приятной и расслабленной частью всего тура, но не менее интенсивной и поучительной. Помимо того, что было просто приятно находиться рядом с Ламой, позитивное настроение и свободное время хотелось использовать максимально эффективно. Так что работа кипела. В нашем купе (как, впрочем, в каждом втором) постоянно происходили то спонтанные совещания путешествующих учителей, то интервью, то еще какие-то собрания. На станциях народ высыпал на перрон, выходили и монахи, и Кармапа — просто так, прогуляться или благословить тех, кто приходил к поезду.
Петр КАЛАЧИН:
— Кармапу разбудили однажды в шесть утра на остановке в Белогорске, он спокойно вышел и с удовольствием благословил всех, кто был на перроне. Он специально попросил себя разбудить, потому что хотел ночью выйти на станции, как и Лама Оле. С этого момента Кармапа к своим словам стал добавлять: «Единственное, о чем я вас прошу, — сохраняйте нерушимой ту дружбу, которая у вас есть в Сангхе, это очень важно».
Кармапа очень изменился с тех пор, как впервые приехал на Запад и сказал «Good afternoon». Тогда казалось большим подарком, что Кармапа вообще говорит по-английски. Сейчас же он дает на английском все поучения, и его язык становится все более богатым и точным. А в отсутствие чиновников и официальных лиц произносит очень конкретные вещи без малейшей доли искусственности. Если надо, он играет роль царя йогинов Тибета. Если говорит с учениками, то много шутит. Есть ощущение идущей от него колоссальной силы.
Евгения ПОЛОВНИКОВА:
— На третий день была объявлена 24-часовая медитация на Алмазный Ум. Утром, примерно в половине одиннадцатого утра, Кармапа пошел прогуляться по вагонам и на обратном пути остановился возле нашего купе, где как раз шло собрание путешествующих учителей. В это время на небе появилась радуга: она проступала по чуть- чуть уже полчаса, но только теперь стала видна целиком — большая, четкая, полукругом от земли до земли. Кто-то сказал Кармапе: «Это потому, что ты с нами». А он ответил: «Нет, это благодаря вашей хорошей карме». Все засмеялись, а он: «Правда-правда». Потом он добавил: «Радуги одна над другой, да?» Все сказали: «Нет, только одна», — а когда Кармапа ушел, начала проступать и вторая радуга, и через пару минут стало видно, что их действительно две — одна над другой.
Александр КОЙБАГАРОВ:
— Кармапа был воодушевлен поездом, он гулял по вагонам, за ним постепенно собиралась толпа. Он иногда выходил на перрон и шел вдоль поезда. Все интуитивно понимали, что он хотел просто пройтись один. И каждый раз вечером он заказывал безалкогольное пиво, чтобы участвовать в общем празднике. Я спросил, нравится ли ему в поезде, и он сказал, что да, нравится, и он даже хотел бы поехать, когда еще больше людей, например, в зимнюю поездку. Ближайшей зимой у него будет ретрит, и он никуда не будет выезжать, а следующей зимой это вполне может произойти.
В течение всего путешествия встречи происходили непрерывно во всех городах, и у Кармапы почти не было свободного времени. Тем не менее, ему очень нравилась поездка, было видно, что он действительно хочет знать больше о людях и о стране, что это искренний, живой интерес.
Евгения ПОЛОВНИКОВА:
— Когда наш поезд достиг восточного предела России, было чуть-чуть жаль, что наша страна такая короткая. То ли действительно одного денька не хватило, чтобы полностью насладиться веселой поездкой с друзьями и ламами, то ли подсознательно почувствовался конец российского тура Кармапы, но покидать вагон совсем не хотелось. Впрочем, после экстремальных погодных вывертов в Иркутске и Улан-Удэ Владивосток показался почти курортом — солнце, океан и прекрасные приморские девушки…
Владивостокский welcome tea превратился в хит-парад дальневосточных центров – народ из разных городов очень трогательно «дарил» Кармапе свои достижения. Больше всех повеселили два сногсшибательных парня из Якутска, которые были так счастливы от возможности поговорить с Кармапой, что дальше слов «Дорогой Гьялва Кармапа» продвинуться не могли. И, сделав заходов восемь, под бурные аплодисменты закончили свое выступление. Когда все высказались, Кармапа сказал несколько приветственных слов, в завершение заметив, что «мы все достигнем Просветления». В этот момент сверкнула молния, загромыхал гром, и началась гроза.
Александр КОЙБАГАРОВ:
— Когда мы приехали в центр во Владивостоке, Кармапа пошел наверх, в ту часть, которую выделили для него и монахов. Со второго этажа видно, что происходит внизу, там есть окна в коридоре. А внизу готовили стол, угощения, суетилось много людей. Я поднимаю глаза, смотрю, Кармапа наблюдает за происходящим из окошка. Через десять минут опять вижу ту же картину. Я подумал, что ему, может быть, что-то нужно. Побежал наверх, захожу в коридор. Кармапа с большим интересом смотрит на то, что происходит внизу. Подхожу к нему, спрашиваю: «Вы чего-то хотите? Может быть, вы хотите есть или пить?» И он вдруг рассмеялся. Я так и не понял, что же здесь такого смешного.
Опубликовано в журнале «Буддизм.ru», N 16, 2010 г.
Подробнее о буддизме вы можете узнать на сайте www.buddhism.ru