Каждую веру, каждую религию со временем начинают раздирать противоречия между последователями. Очень часто эти противоречия связаны с борьбой за влияние, богатства и возможности. Уже в самом начале ислама от него откололись шииты, считавшие, что Коран правильно толкуется только в кругу зятя Мухамеда – Али. Потом от шиитов откололись последователи некоего Исмаила. Их презирали и гнали и правоверные шииты, и противостоящие им суниты. Исмаилитам, так назвали этих людей, пришлось создать практически тайную организацию, научиться вербовать своих сторонников, прятать их от гонений, жестко и бескомпромиссно бороться за власть, быть готовым по отношению к другим людям на предательство, убийство и заговоры. У них накопился огромный опыт тайной жизни. И вот случилось невероятное, в XII веке исмаилиты смогли создать собственную династию Фатимидов, взяв власть в Египте в свои руки. Остальные общины исмаилитов за пределами Египта получили возможность укрепиться за счет египетских единоверцев.
Пропаганда Хасана ибн Саббаха в крупных городах и общинах исмаилитов не удалась. Люди привыкли прятаться и страдать, но их трудно было поднять на активные действия. Они любили культуру и знания. И тогда Хасан полностью ушел из городов в горы, к крестьянам, у которых ислам ассоциировался с турецким угнетением, бедностью и бесправием. Ему удалось из мирных людей создать упорных, бескомпромиссных воинов, идеальных последователей своих взглядов. Но новой общине нужен был дом. И он нашелся – неприступная крепость Аламут. Взять ее было невозможно, но комендант тайно сочувствовал исмаилитам и в 1190 году за огромную мзду согласился сдать крепость. Расписку на получение этой суммы дал коменданту сам Хасан, переодевшись бедным учителем. По легенде купец, выплативший деньги коменданту, увидев подпись, встал на колени перед запиской как перед святыней.
Действия сектантов испугали местное духовенство, наблюдавшее, как быстро на территории Аламутской и соседних долин создается новое государство. В 1092 году сторонникам Хасана пришлось убить местного муллу, который каким-то образом мог их выдать. И тогда верховный визирь турок-сельджуков Низам аль-Мульк приказал медленно и мучительно казнить одного из знатных исмаилитов. Это был прямой вызов. Легенда гласит, что когда-то Хасан и Низам были лучшими друзьями и поклялись друг другу в верности до конца дней. Но Низам, делая карьеру, оттолкнул Хасана и предал его. Их ненависть стала обоюдной. Другие легенды говорят, что все обитатели Аламута собрались перед домом своего вождя, требуя от него отмщения за жесткое убийство. Так было или иначе, мы уже никогда не узнаем. Нам известно, что один из юношей пробрался во дворец к Низаму и заколол его отравленным ножом. Это было первое громкое политическое убийство, совершенное сторонниками Хассана ибн Саббаха. За ним последовали и другие, закрепившие за новой общиной репутацию школы профессиональных убиц. Таких убийц готовили с детства, обучая военным искусствам, умению входить в доверие, собирать информацию, использовать все возможности для достижения цели. Турки-сельджуки неоднократно пытались брать Аламут штурмом, но каждый раз героизм и беззаветная смелость обороняющихся отбивали атаки. Время благоприятствовало общине. В Иране назревала гражданская война, замечательное время для террора. Убийцы-федаи, готовые на все, включая свою мучительную смерть, воспринимаемую как блаженство, стали ходовым товаром. Много желающих готовы были договариваться с таинственным Старцем с Горы, увеличивая его могущество и безопасность. В эти же годы ассасины попробовали взять и город столицу Ифахан, используя тактику массового террора. Несколько якобы слепцов и нищих ходили по улицам, подходили к прохожим, наносили неожиданный удар ножом и скрывались в толпе. Случайно обстоятельства открылись. В городе случилась паника. Реальных и выдуманных исмаилитов ловили и убивали. Взятие города провалилось. Хасан понял, что массовый террор обоюдоострое оружие, и им больше не пользовался.
Богат и могуч торговый город персидский Исфахан. Велики его площади, многолюдны кварталы, умелы торговцы и ремесленники. Правит в нем турецкий султан Малик. Он слабый и жестокий правитель, боится как грозных крестоносцев, так и своих. Да и какие они свои – сектанты, последователи мусульман Фатимидов, того и гляди как сбросят султана с престола. Тайная полиция внимательно следит за каждым приезжим, слушает, спрашивает. На днях в город приехал молодой тайный проповедник долго учившийся в Каире, явно не спроста, начнет будоражить умы, поднимать смуту. Его ищут на базаре и в шумных караван-сараях, поднимают своих людей в исмаилитской общине, безрезультатно. Никаких следов.
Долговязый и внешне нескладный юноша с еле заметной усмешкой следит за беспокойством местных властей. Единоверцы его не выдадут. Они привыкли держать язык за зубами и подчиняться непонятным приказам. И в этом их сила. А еще в готовности без оглядки пожертвовать своей жизнью и близкими ради веры. Молодой человек, которого звали Хасан ибн Саббах (сын Саббаха), задумывается. «Это самое главное – подчинение, дисциплина и вера в то, что больше тебя. Это есть смысл и мудрость жизни. Остальное… Видит Аллах, остальное преходящее». Он не будет таскать каштаны из огня для умирающей династии Фатимидов. Нет, он рожден для большего, потому что понял эту великую истину. Ему самому не поверят, ведь он вырос на этих улицах, играл с соседскими мальчишками, нет пророка в своем отечестве. Если же он будет говорить от имени нового тайного Имама (посланника Аллаха), его будут слушать. Пусть он будет лишь слуга, слуги Господа, пусть на него будет распространена лишь тень величия. Он – знание, они – полное послушание и готовность молчаливому самопожертвованию. Здесь они страдают, обеспечивая его властью и являясь его инструментами, там на небе милостивый Аллах дарует им мудрость и неземное блаженство. Эту формулу может понять каждый, она проста и незатейлива. Она требует горящего верой сердца, а не раздумий и образования. Последнее не только не нужно, но и опасно для последователей, оно только мешает воле. А значит образование его враг. Так на переполненном войнами и исканиями Ближнем Востоке родилась и начала крепнуть странная секта, которую потом назовут сектой воинов и убийц, людей без собственной воли, ассасинов, в истории которой практически невозможно отличить легенду от правды, вымыслы и миф от того, что было на самом деле.