Найти тему
ЗЕЛЕНОГРАДСК.online

Терминал СПГ под Зеленоградском оказался не нужен, его частично ликвидируют

Об уникальном проекте строительства в акватории южной Балтики вблизи города-курорта Зеленоградска морского терминала по приёму сжиженного природного газа (СПГ) осенью этого года вновь заговорили. И эти разговоры приобрели интересный акцент.

С чего все начиналось

Первые упоминания о планах строительства морского терминала СПГ в Калининградской области появились в сентябре 2013 года. Тогда председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер и губернатор Калининградской области Николай Цуканов подписали соглашение о строительстве этого объекта. Как пояснил журналистам господин Миллер, соглашение касается сотрудничества по получению согласований и разрешений на строительство объекта. Губернатор сообщил, что стороны пока выбирают точку размещения терминала из двух вариантов, предлагаемых областью, и одного — «Газпромом». До этого возможным местом расположения назывались Приморская бухта и район города Янтарного. Как писал тогда КоммерсантЪ.ru :"Планируется, что до конца следующего года «Газпром» сделает обоснование инвестиций в проект терминала. И уже исходя из этого будут определяться сроки ввода завода. Однако, как заверил Алексей Миллер, проект будут реализовывать «очень оперативно». Стоимость терминала составит, по оценкам экспертов, около $200 млн".

В середине 2015 года министр энергетики РФ Александр Новак выступил перед членами Совета Федерации в рамках «Правительственного часа». Министр рассказал о производственных показателях генерирующего и сетевого комплекса, остановился на основных проблемах и приоритетных проектах отрасли, и в том числе о планах строительства в российском эксклаве на Балтике регазификационного СПГ-терминала мощностью 2,7 млрд куб. метров в год с увеличением мощностей Калининградского подземного хранилища газа.

Спустя почти год, в мае 2016 года Дмитрий Медведев подписал распоряжение о необходимости расширения морского порта Калининград в рамках реализации проекта FSRU (Floating Storage Regasification Unit - плавучее хранилище сжиженного природного газа, оснащенное судовой регазификационной установкой) в Калининградской области.

Осенью 2016 года Алексей Миллер в ходе очередного визита в Калининградскую область заявил: "До конца 2017 года будет введён в строй регазификационный терминал СПГ, который сможет обеспечить стопроцентное газоснабжение Калининградской области. Конечно, это очень важный объект для энергетической безопасности региона".

Подрядчиками ПАО "Газпром" в этом уникальном по амбициозности, масштабам и стоимости проекте выступили Стройтранснефтегаз и Межрегионтрубопроводстрой (МРТС).

- Строительство терминала СПГ в Калининградской области – это уникальный и потому чрезвычайно интересный для нас проект. Он интересен с точки зрения проектирования, производства, логистики. К тому же сроки выполнения проекта очень сжатые, что также усложняет задачу, - комментирует Владимир Дурнин, Генеральный директор АО «МРТС». – Каждый этап этого проекта сейчас требует от нас предельного внимания и даже определенного креативного взгляда. Мы разрабатываем методики, ищем новые подходы, каждый из которых позволит не только выполнить поставленную задачу, но и оптимизировать процесс. Это своеобразный вызов, на который мы должны ответить. Все это позволит нам получить уникальные компетенции, которые мы в дальнейшем сможем использовать в других проектах».

Эта цитата из первого и пока единственного пресс-релиза МРТС, появилась на сайте компании в апреле 2017 года. Там же было отмечено, что регазификационный терминал СПГ в Калининградской области – стратегически важный для России проект. Его возведение позволит повысить энергетическую безопасность Калининградской области. Благодаря проекту газоснабжение региона сможет быть полностью автономным на протяжении длительного времени, а потребители в регионе смогут получать из него до 2,7 млрд куб. м газа в год.

Итак, полугосударственная компания "Газпром" (на декабрь 2017 года доля РФ в структуре уставного капитала 38,37%, ещё около 11% у АО "Роснефтегаз" и ОАО "Росгазификация") взялась всего за год решить проблему энергетической безопасности региона с помощью весьма амбиционного проекта.

Что пошло не так

В нашем случае в пресловутом выражении "гладко было на бумаге, да забыли про овраги" вторую часть фразы следовало бы читать как "забыли про погоду и технические катаклизмы".

Два события октября-ноября 2017 года оказали фатальное влияние на амбициозный проект.

Осенью Балтику обычно штормит, иногда сильно. Об этом известно давно. Но вот шторма октября 2017 года наделали особенно много проблем в Зеленоградском округе. Были выведены из строя несколько электроподстанций, подтоплено 5 поселков. Оказывается беда случилась не только на суше, но и на море. Повреждения получил и возводимый терминал СПГ. Это происшествие практически нигде не афишировалось, по понятным причинам. Однако редакции ЗЕЛЕНОГРАДСК.online удалось обнаружить на бескрайних просторах Интернета несколько видео от очевидцев тех событий.

Примечателен комментарий одного из зрителей:"Я видел фото этого волнолома (скорее всего это был он) уже после шторма - зрелище конечно потрясающее воображение. Складывалось впечатление, что какое-то судно сорвало с якорей и оно прошлось бортом по всему ряду обечаек!?"

Ну, а последствия воздействия стихии на рукотворное творение инженеров и рабочих из АО МРТС видны на другом видео (https://youtu.be/4AYcm98bDHg), из которого мы выбрали наиболее красноречивые кадры.

-2

Почти одновременно с этим на противоположной стороне планеты в южнокорейском городе Ульсан (Ulsan) на судостроительной верфи Hyundai Heavy Industries во время ходовых испытаний FRSU Маршал Василевский произошел взрыв. Как удалось выяснить журналистам специализированного международного издания TradeWinds ещё 17 ноября "в ходе испытаний произошел инцидент с одним из котлов регазификационной установки. «Газпром флот» решил не рисковать и установить новый котел вместо того, чтобы ремонтировать поврежденный. Специалисты отмечают, на то, чтобы доставить и заменить котёл, потребуется несколько месяцев, таким образом, ввод этой ПРГУ в эксплуатацию может быть отложен примерно на год. Однако они добавляют, что «Газпром флот» особо не торопится с приёмкой ПРГУ, поскольку строительство его СПГ терминала в Калининграде также отстает от графика».

Наличие проблем с проектом спустя полгода, в мае 2018 года, отметило и российское отраслевое интернет-издание Neftegaz.ru. Оно со ссылкой на источники в отрасли сообщило :"создание терминала в Калининграде было осложнено сильным штормом, который повредил причал, а также аварией при строительстве регазификационного судна Маршал Василевский на корейской верфи".

Отметим, что в "Газпроме" умеют реализовывать не только масштабные проекты, но и обеспечивать их грамотным PR-сопровождением, даже если что-то пошло не так как хотели. В начале апреля 2018 года на телеканале "Россия 24" увидел свет специальный репортаж Полины Крикун "Балтийский маршрут". В титрах было указано, что спонсором выступает ПАО "Газпром", а само видео как раз и было посвящено транспортировке СПГ, и тому как это скоро будет сделано на Балтике. Примечательно, что судя по дате отдельных комментариев, снимать всё это начали ещё в декабре 2017 года, сразу после аварии на "Маршале Василевском" и повреждения терминала, когда уже точно было понятно, что с традиционным "перерезанием ленточки" придется повременить.

Трактовка темы в версии осень 2018

23 октября 2018 года в Калининград высадился правительственный десант кабинета министров Дмитрия Медведева во главе с ним самим. Здесь прошло очередное заседание правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Калининградской области. Как передает Калининградский деловой портал RUGRAD.EU министр энергетики РФ, сообщил журналистам по итогам работы комиссии, что "
Строящийся плавучий терминал по приему СПГ для снабжения Калининградской области частично будет использоваться в коммерческих целях".

«Регазификационный терминал строится и будет введен до конца этого года — резервный источник поставок газа на 2,7 млрд куб. м. Закончены работы по расширению подземного газохранилища до 174 млн куб. м газа, и в период до 2025 года также еще увеличатся объемы до 800 млн куб. м газа. В обычное время, когда потребности в терминале как источнике газа не будет возникать, он будет использоваться как коммерческий объект, соответственно, при необходимости — для поставок. Необходимые трубопроводы и подземные хранилища сделаны. Терминал — это резервный источник поставок, он позволит обеспечить надежное снабжение при любых сценариях», — рассказал Александр Новак.

Правительственный чиновник так же подчеркнул: «Основной источник поставки газа — газопровод. По нему проводится реконструкция и модернизация, которые позволят увеличить объем поставок. На совещании сегодня было подтверждено, что необходимые объемы газа будут поставляться жителям региона и новым потребителям».

Так что же строили на берегу и вблизи побережья Зеленоградска. История в цифрах.

Техническая арифметика

Если собрать воедино информацию из уже упомянутых спецрепортажа Полины Крикун, пресс-релиза компании МРТС, а также рекламного ролика ПАО "Газпром", то получается такая картина. Сжиженный природный газ для нужд Калининградской области предполагалось доставлять по морю. Для этого "Газпром флот" заказал в Южной Корее тот самый FRSU Маршал Василевский. Его контрактная стоимость составила по данным Neftegaz.ru $ 295 млн. Объем хранения СПГ - не менее 170 тысяч м³, максимальная производительность испарителя СПГ - 13,2 млн м³ /сутки газа.

Принимать судно должен будет причал, расположенный в 5-ти километрах от берега. Его основу составляют 107 свай длиной около 40 метров. На них будет обустроен сам причал, длиной в 87 метров из 1 500 кубометров особого бетона. Чтобы защитить и пирс и плавучий терминал от волн предусмотрено создание волнозаградителя. Для этого на дно моря было с начала высыпано около 1 млн тонн камня и щебня. Потом на эту каменную постель водрузили 29 металлических оболочек диаметром 20 метров и высотой 21 метр.

В каждую из них высыпали ещё по 8 000 тонн камня и щебня, ну а потом ещё около 1 млн тонн камня и щебня уложили с северной стороны этого сооружения. Протяженность этой конструкции около 600 метров, а ширина 20 с небольшим метров.

Экологическая арифметика

Сложив правильно все эти тонны и кубометры получается примерно такой результат. На дно Балтийского моря на глубине 16 - 18 метров в месте расположения терминала на площади около 3 000 м² будет оказано дополнительное давление около 3-х миллионов тонн, или 1 000 тонн на 1 квадратный метр. Может быть это не так уж и много в масштабах Вселенной.

Однако заметим, что менее чем в километре от терминала проходит граница нефтяного месторождения D41, к разработке которого уже приступила компания "ЛУКойл".

-3

Нефть они собираются качать как раз из под дна моря на глубине 1,5 - 2,0 км при удалении от берега все в те же 5-6 км. О деталях нефтяного проекта ЗЕЛЕНОГРАДСК.online писал около полутора лет назад.

Политическая арифметика

3 ноября нынешнего года губернатор Калининградской области Антон Алиханов рассказал Телеграфному Агентству Советского Союза (ТАСС) об итогах работы правкомиссии и о том, как будут обстоять дела с газом в регионе в ближайшие годы.

"Газпром" увеличит поставки трубопроводного газа в Калининградскую область до 3,2 млрд кубометров в год к лету 2019 года с последующим наращиванием поставок до 2025 года.

В сообщении отмечается, что "премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 23 октября на заседании правительственной комиссии по развитию области отметил, что нужно заняться анализом баланса энергопотребления в Калининградской области в части поставок и потребления природного газа".

"[Председатель правления и заместитель председателя совета директоров ПАО "Газпром"] Алексей Миллер на правкомиссии сказал, что уже к лету следующего года объем поставляемого трубопроводного газа [в область]... будет 3,2 млрд кубометров, и к 2025 году этот объем будет доведен до еще больших значений", - цитирует агентство слова Антона Алиханова.

И об СПГ ни слова...

Цена частично ликвидируемого терминала

"Газпром" во II квартале три раза внес изменения в контракт со "Стройтранснефтегазом" по строительству терминала регазификации сжиженного природного газа (СПГ) в Калининградской области. Стоимость контракта увеличилась с 21,264 млрд ₽ до 39,05 млрд ₽, а срок завершения контракта сдвинулся с 29 марта 2018 г. на 26 марта 2019 г., сообщает Вести.Финанс соссылкой на "Интерфакс".

- Строительство терминала затянулось из-за "сложных погодных условий при строительстве объекта в Калининградской области", отмечено в годовом отчете "Газпрома". Осенью 2017 г. штормовые волны частично разрушили строящийся причал для плавучего терминала, что обошлось "Газпрому" в 2,7 млрд ₽. На такую сумму с "единственным поставщиком" заключен договор на "частичную ликвидацию объекта (терминала СПГ - прим. ред.) и его создания в объемах, не изменяющих его технических характеристик. "Терминал по приему, хранению и регазификации СПГ в Калининградской области - это уникальный для отечественной практики технологический объект. Его важной частью являются стационарный причал и волнолом на удалении 5 км от берега при глубине моря 15 м. Подобные сооружения в аналогичных условиях ранее в России не строились. - отмечают Вести.Финанс.

Оно плывет к нам?

В конце октября на внешнем рейде порта Ульсан было замечено огромное судно на трубе которого красовалась эмблема россйской компании "Газпром", а на корме русскими буквами было написано название "Маршал Василевский". Флаг на тот момент судно несло южно-корейский поскольку строили его на стапелях южно-корейских.

А вот в начале ноября, точно такое же судно, но уже под флагом государства Панама было отмечено неподалёку от острова Тайвань, оно следовало курсом 180°. Дело в том, что Панама является мировым лидером в сфере предоставления так называемого "удобного флага", которые ещё называют "дешевым флагом". Вот что это дает владельцу судна: низкие налоговые ставки, низкий уровень обязательной минимальной оплаты труда, небольшие регистрационные сборы, минимум формальностей, крайне короткий (по сравнению с другими) срок регистрации,

отсутствие требований в отношении гражданства членов экипажа, возможность осуществления коммерческой эксплуатации судна нерезидентом из-за пределов государства флага. В компании, именующей себя в рекламе как "национальное достояние" грамотные экономисты и юристы, они хорошо умеют оптимизировать налоги и видимо решили, что повышать национальное достояние центральноамериканской страны важнее чем собственной.

По неизвестным причинам сервис https://www.marinetraffic.com/ пока не показывает сведения о маршруте движения "Маршала Василевского".

-4

Возможно уже в скором времени зеленоградцы и гости курортной столицы Русской Прибалтики заметят, что на рейде города котов и велосипедов стало светлее от огней нового судна. А вот станет ли от этого теплее в домах жителей янтарного края пока не очень понятно.