Найти тему
Олег Витвицкий

О том, как поляки в 1581 году Псков взяли.

Оглавление

Есть, как минимум три Реальности, развивающиеся параллельно.

Например, подавляющее большинство поляков уверены, что в 1581 году именно их армия приступом взяла русский город Псков.

На что у них имеется неопровержимое доказательство.

Что? Да вот эта- картина маслом- кисти знаменитого польского художника Яна Матейко, которая называется: «Стефан Батори под Псковом».

-2

В ней есть всё, что так мило польскому сердцу. А главное- она- абсолютно исторична. Потому что её персонажами выступают реальные исторические личности.

Всех я, к сожалению, назвать не смогу, но для некоторых из запечатлённых, у меня пара слов найдётся.

Слева- в красном- стоит ближайший сподвижник Короля Стефана Батори- польский магнат Ян Замойский.

Стоит он здесь по праву. Поскольку замещал Короля, когда тот отъезжал с осады по государственным делам.

-3

На барабане, как это и положено главнокомандующему, восседает сам Король Польский и Великий князь Литовский- Стефан Батори. Поза его величественна, но смотрит он только на хлеб, который преподносит ему представитель поверженного врага.

-4

По правую руку от короля возвышается мрачная чёрная фигура. Это- известный в Европе гонитель гугенотов- иезуит Антонио Поссевино. Его фигура не просто так поставлена художником в самом центре картины.

Всё дело в том, что бывший секретарь ордена Иисуса, а в 1581 году римский посланник при дворе Ивана Грозного, олицетворяет на полотне протекторат Апостольской Церкви над всем происходящим.

-5

Говорят, что прямо под иезуитом- в коленопреклонённой позе, изображён Владыка Полоцкий и Великолуцкий Киприан-II.

Почему он и здесь- непонятно.

-6

Поскольку реальный Киприан-II тем и прославился, что в отличие от полоцкого воеводы, отказался сдаваться осадившему город противнику .Случилось это за три года до описываемых в картине событий- в 1579 году. В Полоцке, а не во Пскове.

Возможно, священник, это просто- символическая фигура.

Прекрасно расшитые церковные одежды сидят на нём мешковато. Они ему явно велики. Как бы не по вере. При этом взгляд его твёрд и непреклонен.

Римский легат простирает свою длань над хлебом. Он как бы утверждает легитимость дара, предлагая Королю принять его.

Но Стефана Батори мучают сомнения. Как, впрочем, и воина в железном шлеме за спиной иезуита. Это, к слову сказать- браславский воевода, участник взятия Полоцка и квартирмейстер псковского осадного отряда- Ян Збаражский.

Справа от священника две фигуры в богатых одеждах. Это послы Ивана Грозного- Елецкий и Олферьев- руководители русской делегации на подписании Ям-Зампольского мира (1582 г.), который ознаменовал окончание Ливонской войны, тянувшейся, без малого, четверть века.

-7

Взгляд Елецкого сквозит хитростью. Такой и поклонится, но точно- отравит потом или зарежет в тёмном углу. В руке Олферьева книга с андреевским крестом. Библия?

Или это больше похоже на оборотную сторону иконы?

Что делает Олферьев? Проклинает супостата?

-8

В левом краю картины, потупив долу взгляд, стоит угрюмый бородатый воин. Руки сложены на причинном месте. Ими он сжимает свой ставший бесполезным меч.

Под ним уперевшись лбом в землю прильнул к земле коленопреклонённый крестьянин. Огромный и сильный, он безропотно готов уступить мощи польского оружия.

По идее, картина выражает торжество польской и униженность русской сил. Но почему то на ней нет радости победы.

Даже толпа чистых, шикарно экипированных воинов, расположившихся в шатре- за спиной Батори- в большинстве своём озабочены и вообще- мало интересуются происходящим.

За спинами русской делегации- естественно- раздетый до исподнего русский народ.

Ещё дальше- на горизонте крепостные стены Пскова.

Реальная история осады Пскова армией Стефана Батори в 1581-1582 годах завершилась тем, чт его защитники, ценой неимоверных усилий, совершив множество подвигов, город свой, всё-таки, отстояли.

И не подпиши Россия мир с Польшей- ещё неизвестно, кто бы одержал верх, потому что осадное войско готово уже было разбежаться.

Впрочем, мир- поляками всё-таки был подписан. На самых невыгодных для России условиях, с потерей плодов двадцатилетних завоеваний,

Но взятия Пскова не было!

-Так его и здесь нет- скажет дотошный читатель и будет прав. Полотно ведь называется «Стефан Батори под Псковом в 1581 году», а не «взятие Пскова в 1581 году».

Но что тогда делают все эти люди?

Празднуют Рождество- в перерыве между боями, по христиански обмениваясь подарками?

Или картину надо понимать, как аллегорию?

Но чего чего именно?

Утраченной славы?

Потому-то на ней все так невеселы.

Ведь написана она была в (1859-1874) годах, когда никакой Польши уже не было, а было Польское Царство в составе Российской Империи.

Как бы то ни было, но будучи представленной публике, она произвела фурор в Европе. Автор, за несколько лет до того- удостоенный за цикл исторических полотен знаком Ордена Почётного Легиона, получает предложение возглавить Пражскую академию художеств, становится иностранным членом Французской академии художеств и Берлинской академии искусств, а-заодно получает почётную медаль в Вене.

-9

Ещё бы- ведь на картине изображены посрамлённые русские!

Историческая несуразность полотна никого не смущает.

Куда важнее другое- не более за 10 лет до того в 1863 году на территориях некогда занимаемых Речью Посполитой вспыхнуло восстание, направленное против «русского владычества» и с восторгом принятое едва ли не всей «просвещенной Европой».

И пусть восстание не нашло отклика даже в собственном- польском народе, пусть довольно «мягкой рукою» было быстро подавлено Царским правительством, Россия всё равно оказалась душителем Свободы, а восставшие- её бескорыстными поборниками.

Желание польского художника- хотя бы в виде живописного полотна материализовать невоплощённые в жизнь мечты понятно.

Понятна и реакция Европы, для которой любое лыко в строку- лишь бы хоть в чём то уязвить массивного, непонятного и уже от того- крайне пугающего соседа с Востока.

Две Реальности - Историческая и Фантастическая всегда существовали и, уверен- будут существовать вечно, поскольку любой факт можно- при желании, как угодно интерпретировать- в угоду политической или конъюнктуре.

Меня удивляет, когда в среде образованных русских людей возникает совершенно удивительная- третья Реальность.

Это когда ты знаешь правду, но одновременно, как бы и слыхом о ней не слыхивал.

Как бы- головой понимаешь, для чего перевирается тот или иной факт, но предпочитаешь не обсуждать этого, в силу своих внутренних убеждений и самоограничений.

И даже если такое обсуждение начинается- стараешься переключить общественное внимание на детали, к обсуждаемому факту имеющие малое- а главное- не определяющее- его главную суть отношение.

Ну ведь не станете же в серьез утверждать, что Ян Матейко писал свои картины, чтобы продемонстрировать Миру своё мастерство в передаче фактуры дорогих тканей.

Или всё-таки станете?

Как это, к примеру, было сделано в статье Wikipedia:

... полотна Матейко содержат, порой, ряд исторических неточностей, преимущественно в одежде, доспехах и вооружении...

Впрочем, встречается и куда более глубокая аналитика. Предлагаю вашему вниманию характерную цитату от одного из лидеров общественного мнения России середины XIX века.

…все его картины громадных размеров, и тут-то, на десятках больших фигур, в настоящий рост, выказывается капитальное его мастерство. У него нет других сюжетов, кроме отечественных, оттого так сильно и правдиво все, что он пишет. Характеристики его почти всегда изумительны по верности, и ничто не может быть историчнее, чем иезуит Поссевин, уговаривающий зверообразного Стефана Батория, с надменностью сидящего на медвежьей шкуре, внять мольбам русского посольства, вымаливающего мир. Иезуитский взгляд, иезуитские мягкие, точно бескостные пальцы, протянутые и доказывающие, физиономии мужиковатых и смирных русских бояр, блеск польского лагеря под Псковом, с крылатыми всадниками и полуазиатскими канцлерами и воеводами, — таких картин немного встретишь в европейских музеях. (…) Что касается до русского духовенства и послов, то, кроме великолепных, талантливых попыток покойного Шварца, ни одна ещё из всех наших исторических картин не представляла с такою поразительною верностью индивидуумов древней Руси, с их финско-татарскими физиономиями, тяжелым складом и покорными глазами.

Музыкальный и художественный критик, историк искусств В.В. Стасов

Вот так. Возвысил художника и походя унизил собственных соплеменников.

Молодца! Чего тут ещё скажешь?

PS. Возвращаясь к Яну Матейко, нужно отметить, что он задал целый тренд развитию польской батальной живописи.

Например, автор вот этой работы, по моему, достойнейший ученик мэтра Матейко. Полюбуйтесь, как на его картине блестит броня фашистских танков. Прямо, как настоящая.

-10