Всё чаще и чаще в повседневной жизни всплывают вопросы про то, как надо строить новое, комфортное, городское жильё, как правильно проектировать улицы и города, как сделать жизнь людей комфортной с урбанистической точки зрения. Навальный недавно давал интервью на эту тему, мэрия Москвы сейчас пытается активно въехать в урбанистическую повестку, даже федеральные власти пытаются как-то проектировать "комфортную городскую среду"(что мы видим из нового указа Путина со зловещим названием "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"). То есть действительно, этот вопрос волнует значительную часть населения.
Но на мой взгляд, за этими вроде бы правильными начинаниями, не стоит правильного ответа на главный вопрос: а как же всё таки проектировать и строить комфортную городскую среду?
И для ответа на него нам сначала нужно понять, а что вообще такое архитектура, потому что проектирование городов и строительство новых районов— это маленькие части этой большой сферы. Так вот архитектура--это, в первую очередь, искусство. И подходить к вопросу градостроения нужно как к вопросу искусства.
В искусстве, обычно, люди хотят найти смысл, который автор заложил в своё произведение. Совершенно забывая про то, что смысл— это прежде всего ценность(то есть, если нет смысла в произведении, то и ценности он никакой не представляет), а ценность она не может быть заложена автором, она для каждого человека индивидуально определяется. И поэтому любое искусство в первую очередь надо рассматривать не с позиций "а что же автор хотел этим сказать?", а со стороны того, как сами вы это воспринимаете.
И вот именно так и нужно и подходить к вопросам урбанистической повестки. То есть любой тип жилья— это хорошо, любые виды искусства в архитектуре— это хорошо, любое городское планирование— это хорошо, но только при одном условии: когда заказчиком и потребителем является одно лицо.
У нас есть прекрасные примеры архитектуры модерна, например работы Гауди в Барселоне или Шехтеля в Москве, которые возникали стихийно. Но когда идеи модерна начинают играть на руку государства и центрального планирования получается Бразилиа— ужасно некомфортный город для жизни, хотя и построен под руководством такого же модерниста Оскара Нимейера.
Так вот, чтобы построить удобный и комфортный город, его не надо строить и планировать, его надо отдать в руки жителям и они с ним разберутся, они построят то жильё и обеспечат себя тем благоустройством, которое им самим и подходит.
К сожалению, этого не понимает действующая власть, которая, впрочем вообще уже мало чего понимает, но и оппозиционные силы, которые воспринимаются как альтернатива, как другая Россия, кажется, не мыслят в этом направлении...