Остров Пасхи – небольшой кусочек суши, затерянный в бескрайнем Тихом океане где-то между Океанией и Южной Америкой. Впервые европейцы оказались там в 1772 году, когда к берегу Рапа-Нуи, так называли свой остров местные жители, причалил голландский корабль. Моряки были удивлены тому, что столь удаленный участок суши вообще оказался заселен, но это было только первым открытием. Оказалось, что на острове, площадь которого превышает 165 квадратных километров, помимо местного населения находятся загадочные каменные изваяния - маои, изображающие людей с непропорционально вытянутыми ушами и лицами.
Статуй на острове было обнаружено ровно 887. Самая маленькая из них достигала высоты 4 метров, самая высокая превышала 20 метров. Некоторые статуи были поставлены на большие каменные постаменты, некоторые «одеты» в шапки из красного камня. Местные жители не смогли толком объяснить морякам, зачем именно были выстроены эти исполины, да и кто их мог построить европейцы долго не могли решить. Остров Рапа-Нуи был открыт в канун христианской Пасхи, отсюда и его название – остров Пасхи.
Сперва ученым предстояло понять – откуда именно и каким образом люди смогли добраться до острова, что бы заселить его, ведь эта часть суши является самым удаленным от континентов островом на планете. Известный английский моряк капитан Джеймс Кук записал услышанную им от местных жителей легенду, согласно которой туземный народ пробыл на остров 20 поколений назад. Откуда именно приплыли люди, никто не помнил.
Ученые не сдавались в попытке определить историческую родину аборигенов. Ближайшим материком была Южная Америка. Туземные корни стали искать именно там. О таком варианте событий свидетельствовало изображение индейской каноэ, сделанное на камне. Норвежец Тур Хейердал в доказательство этой теории решил повторить маршрут древних туземцев и отправился на собственноручно сделанном плоте из бальсового дерева от берегов Южной Америки по волнам Тихого океана к островам Полинезии. Плот команды Хейердала назывался Кон-Тики, он достиг не только Пасхи, ни и острова Пука-Пука, расположенного в архипелаге Туамоту. Таким образом путешественники принципиально доказали – такие путешествия возможны, и не исключено, что древние люди не раз пользовались такими маршрутами.
Помимо загадки появления людей на острове ученых долгое время не оставлял вопрос и их исчезновения. Европейцы еще застали на острове аборигенов, их и сегодня там проживает порядка 5000 человек, но известно, что до 1680 года остров был густо населен. На острове существовала высокоразвитая культура, которая по неизвестным причинам пришла в упадок.
Одной из возможных причин массового вымирания аборигенов ученые назвали повальную вырубку леса. Она началась еще задолго до европейцев и привела к настоящей катастрофе. Численность населения острова резко сократилась, культура была утрачена. Некогда весь остров покрывали непроходимые леса, сегодня же там редко встреться несколько деревьев, большая часть поверхности острова – пустыня. Случилось это так: прибывшие на остров аборигены сперва организовали несколько поседений и занялись сельским хозяйством. Население росло, аборигены расчищали себе жизненное пространство, забыв об ограниченных ресурсах острова. Деревья рубили и выжигали. Вскоре лес перестал самовосстанавливаться. Корни деревьев перестал сдерживать влагу в почве, началась засуха. Считается, что именно в этот период туземцы и начали возводить моаи. Они изображали богов в надежде задобрить их и прекратить засуху. Как известно, это не помогло. Статуи пережили туземцев.
У древних жителей острова Пасхи была своя письменность. Она до сих пор не поддается расшифровке. Среди аборигенов ходят поверья, что боги накажут каждого, кто откроет секрет языка ронго-ронго.
Археологи Карл Липо и Терри Хант из США предложили свою версию возникновения статуй. Они пришли к выводу, что статуи должны были выполнять роль пугало и отгонять от мирного острова неприятеля с моря. В пользу этого довода говорить расположение фигур – все они раскиданы на прибрежной линии и видны с моря. Осталось невыясненным – кто именно мог нападать на столь отдаленный от континентов остров?
Ученые так же считают, что массовое вымирание туземцев началось после прибытия на остров моряков. Европейцы привезли в уединенный мир болезни, на которые у аборигенов попросту не было иммунитета. Это привело к катастрофе для местного населения.
Как же возводили загадочные каменные статуи? Процесс строительства статуй напоминал возникновение египетских пирамид. Маои высекались из вулканических пород крупного островного вулкана Рано-Рараку в специальной каменоломне. Пепел уплотнился после древнего извержения и стал подходящим материалом. Огромные глыбы вырубались рядом с кратером, а затем их волоком перемещали к месту установки. Под статуи подкладывали бревна и с помощью них перекатывали изваяния. При таком способе перемещения грузов достаточно всего 12 островитян для передвижения 20-тонной статуи. Все статуи были изготовлены между 1250 и 1500 гг., то есть всего за 200 лет до прибытия на остров европейцев.
Вулкан Рано Рараку был не единственным источником строительного материала. Разработки велись в кратерах вулканов Охио, где добывалась базальтовая пемза. Большинство статуй, сделанных из такого материала, не превышали 5 тонн. Все же самые высокие статуи расположены вблизи вулкана Рано Рараку, одна из них – статуя Пиропиро - превышает 11 метров. Наиболее крупная статуя острова называется El Gigante, ее примерный вес оценивается и 145—165 т. Она установлена прямо рядом с каменоломней вулкана Рано Рараку.
Далеко не все статуи заняли свои места и были рассредоточены по острову. Возле каменоломни были найдены незаконченные статуи. Это примерно половина от всех изваяний острова. 117 из них стоят не покинули внутреннем склоне. Некоторые были не завершены. Можно было предположить, что строители куда-то в спешке ушли, оставив свои творения не оконченными. Но оказалось, что многие статуи были попросту засыпаны землей. Сегодня доказано, что авторами всех статуй являются жители острова. Это доказал Тур Хейердал проведя занимательный эксперимент. Но попросил туземцев показать процесс строительства статуй. Добродушные островитяне показали, как они выдалбливает статуи в каменоломнях, а замет продемонстрировали и перемещение и установку 12-тонного монумента. Рабочие использовали камни и бревна в качестве подручных средств для перемещения глыбы. Сами фигуры выдалбливались обычными металлическими молоточками. Туземцы рассказали, что эта традиция передается от поколения к поколению и тщательно оберегается. С детства их учат изготавливать статуи, однако они этим пользуются не часто. На вопрос изумленного антрополога – «почему же они ни кому не показывали эту технологи», туземцы спокойно ответили, что их об этом раньше никто не просил. В 1986 году под руководством Хейердала туземцы переместили вертикально поставленную статую, в 2012 году эксперимент был повторен и запечатлен на видео.
В XIX веке ученые установили, что некоторые статуи имели глазницы, заполненные белым кораллом и черным обсидианом. В настоящее время глаза некоторых статуи восстановлены.
Маои такие какими мы их знаем сегодня появились не сразу. На острове обнаружено несколько периодов возникновения статуй, которые, впрочем, могли существовать и параллельно, независимо друг от друга. Первые, самые ранние, были наиболее простыми, они не имели туловища, были четырехгранными с сверху приплюснутой головой. Затем начали появляться статуи с туловищами, они изображали фигуры, мало похожие на человеческие, скорее это были фантастические существа. У них были вытянутые лица и короткие ноги. Был и единственный экземпляр статуи реалистично изображавшей человека. Возможно, это была незаконченная проба мастера, которая не понравилась другим аборигенам.