Если заглянуть на сайты объявлений, можно узнать, что сегодня в Барановичах продается более полутора сотен гаражей. Немало подобных объявлений можно встретить и в газетах. И все же десятки жителей города предпочитают не покупать готовое, а строить свое. Насколько выгодно такое решение, изучал «Наш край».
«Северный» – в Южном
Вместе с главным специалистом управления архитектуры и градостроительства Барановичского горисполкома Павлом Орловским отправляемся знакомиться с новыми гаражными кооперативами города. Первым делом едем в Южный микрорайон, где рядом со станцией переливания крови расположился кооператив «Северный-7».
– Дело в том, что сначала землю под кооператив выделяли в Северном микрорайоне, потом обстоятельства изменились, и было решено строить гаражи в Южном, а название осталось прежнее, – комментирует не слишком подходящее наименование Павел Александрович.
«Северный -7» – крупный гаражный кооператив, в нем расположено 176 гаражей. Земля под стройку была выделена еще в 2014 году, само же возведение гаражей началось в 2015.
– Много времени у нас заняла подготовка земельного участка, – рассказывает Дмитрий Свиридчук, председатель ГПК «Северный-7». – Дело в том, что раньше здесь проходила железнодорожная ветка. И хотя рельсы уже были убраны, пришлось расчищать участок от зеленых насаждений.
Сегодня большинство гаражей уже вводится в эксплуатацию, недостроенными остаются считанные единицы.
– Нулевые циклы строили подрядным способом, – рассказывает председатель кооператива. – За счет паевых взносов нанимали подрядную организацию, так что «нули» возвели быстро и аккуратно. А верх люди строили уже сами, кто как считал нужным.
На нулевые циклы члены кооператива скидывались по 900 условных единиц в эквиваленте, общая же цена гаража в новом кооперативе в среднем составляет от четырех с половиной до пяти тысяч условных единиц.
Дмитрий Иванович говорит, что за время строительства у некоторых гаражей сменились владельцы: у кого-то отпала необходимость в гараже, другие просто решили, что строительство – дело не выгодное.
– Когда только начинали строить, это было выгоднее, чем приобретать готовый гараж, сейчас же ситуация изменилась – дешевле купить, чем построить, – отмечает председатель кооператива.
Так что те, кто планировал построить гараж, а затем его продать и неплохо заработать, просчитались. Гараж в Южном микрорайоне сегодня можно приобрести и за 3 500–4 000 рублей. Разумеется, он будет не новым. Новый и более просторный – за 8 000 рублей.
Между тем кооператив обживает территорию вчерашней стройки. Здесь уже приводят в порядок проезды, обустраивают въезд на территорию кооператива. В ближайших планах – строительство ограждения, установка шлагбаума и возведение санузла.
А еще кооператив собирается восстановить футбольное поле у расположенного неподалеку общежития: шефская помощь соседям, так сказать.
На месте зарослей будет «Гаевый»
Кооператив «Гаевый» строится прямо у кромки леса на проспекте Машерова вблизи автозаправки. Он небольшой, рассчитан на 99 гаражей, однако пока строится 80.
Учитывая, что стройка началась совсем недавно – в конце 2017 года, можно смело сказать, что сделать успели немало: убрали густой кустарник, разровняли местность, практически закончили возведение «нулей».
– Все можно было бы делать значительно быстрее, если бы не сложный рельеф, – говорит председатель ГПК «Гаевый» Сергей Пашко. – Земельные работы обошлись очень дорого, плюс пришлось срезать горку, засыпать ямы. Если бы с самого начала знал, сколько проблем будет, ни за что не ввязался бы в это дело. Но сейчас уже не брошу начатое, обязательно доведу до конца.
По словам председателя, только на оплату работы подрядчика каждый член кооператива внес уже 1 300 рублей. Всего же строительство нулевого цикла обошлось в 2 700 рублей с человека.
– Проблем со сдачей денег на продолжение строительства нет, люди понимают, что без этого общее дело не сделаешь, – говорит Сергей. – Но отношение у всех разное: кто-то вникает во все наши заботы, готов помогать, другие же ничем не интересуются.
По подсчетам председателя, уже в следующем году гаражи будут построены. Не исключено, что к этому времени кто-то из собственников решит продать свое имущество.
– Около половины членов кооператива строит гараж себе, еще процентов 20 – на всякий случай, а треть – на продажу, – говорит Сергей Пашко.
Гаражи здесь будут просторные: площадь каждого составит 6,5х5,2. Так что не придется бочком протискиваться мимо стоящего автомобиля, как в старых строениях, а можно будет и полки разместить для инструментов, и для рабочего стола место найдется.
Сказать точную стоимость строительства в «Гаевом» невозможно, ведь предстоит сделать еще немало. Ориентироваться можно на соседний кооператив «Парковый», в котором построено 677 гаражей. Строительство там уже почти закончено, гаражи вводятся в эксплуатацию. В среднем возведение одного гаража обошлось в 4 000 условных единиц.
Отметим, что на сайте объявлений можно найти немало предложений о продаже гаражей в этом кооперативе. Цены разные. К примеру, двухуровневый гараж с погребом общей площадью 31 м2 предлагают приобрести за 15 000 рублей. Другой собственник выставил начальную цену в 9 800 рублей. Гараж также двухуровневый, правда, площадь не указана.
Образцовый «Сателлит плюс»
Кооператив «Сателлит Плюс» – совсем небольшой: в нем всего 64 гаража, из которых 9 возведены давно, остальные еще только вводятся в эксплуатацию. Этот кооператив построен рядом с магазином «Пинск» в Северном микрорайоне, по другую сторону улицы Минской. Здесь царит образцовый порядок: одинаковые гаражи, выкрашенные в один цвет гаражные ворота (после разноцветного «Паркового», где один гараж и вовсе выкрашен в сиренево-фиолетовый цвет, это впечатляет). Аккуратно засыпанная гравием дорога, выстроенные по линеечке контейнеры для мусора. Уж не бывший ли военный руководит этим кооперативом?
– Было дело, служил в вооруженных силах, – улыбается Вадим Фалевич, председатель ГПК «Сателлит Плюс». Видно, что похвала ему приятна.
Вадим Валерьевич рассказывает, что строительство гаражей заняло около трех лет. Как и что строить, на что тратить членские взносы, решается на общем собрании. Так было решено сделать ту самую дорогу, которая сегодня вызывает восхищение.
– Сейчас уже и не догадаешься, что раньше здесь была яма, проезда никакого, а узкая извилистая дорожка проходила прямо через поле, – рассказывает председатель кооператива. – Теперь здесь проезд шириной 14 метров. Чтобы отделить дорогу от поля и обрыва, начали установку отбойников.
Соседние кооперативы заключили с «Сателлитом Плюс» договоры на проезд по новой благоустроенной дороге, так что хозяйский подход позволяет еще и немного зарабатывать.
Гаражи здесь также больших размеров. В среднем это 7,54 на 4,54. Неудивительно, что и обошлись своим владельцам они подороже, от 5 до 6 тысяч условных единиц.
– Тут уж все зависит от желания владельца: кто-то ограничивается недорогой отделкой, а другой желает импортной плиткой все выложить, и это их право, – говорит Вадим Фалевич.
Отметим, что и на рынке продаж гаражи в Северном микрорайоне ценятся достаточно высоко. Так, предложения по новым гаражам начинаются от 9 000 рублей.
Желающих стало меньше
– Еще лет шесть назад в год к этой очереди добавлялось в среднем по 300 человек, – говорит Павел Орловский. – Сегодня же количество желающих строиться снизилось, в год к нам приходит не более полусотни человек.
Когда подходит очередь, горожанину направляется письмо с уведомлением. Сразу же предлагается конкретное место для строительства гаража. В случае отказа очередник выбывает из очереди.
Новые гаражные потребительские кооперативы образуются в городе далеко не каждый год, поскольку существует проблема с пустующими землями.
Чтобы встать на очередь, нужно:
– быть жителем города (быть зарегистрированным здесь);
– быть владельцем транспортного средства;
– не иметь в собственности гаража;
– не получать ранее земельный участок под строительство гаража.
Ирина СОСНИНА.