По счастью, ключом к познанию Бога, нам может послужить сохранившаяся до наших дней книга апологета знания Христа, Оригена «О началах».
Если сегодня, в Евангелие от Иоанна (4:24) Иисусом Христом сказано, что: «Бог есть дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине», то в первоначальном тексте (3 век от Р.Х.), когда его исследовал Ориген, слова Христа читались так: «Духъ есть Богъ и иже кланяется Ему духомъ и истинною достоить кланятися» (О началах, О Боге, гл1). Если исходить из первоначальных слов Христа, то чтобы познать, что есть Бог, надо вначале познать, что есть дух? Для этого мы обратимся к текстам Писания.
По словам Христа: «Дух животворит;» плоть (Иоанн, 6:63). В послании Апостола Павла галатам сказано: «Сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий в дух пожнёт жизнь вечную» (6:8), а В послании коринфянам сказано: «На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа,» (2- е кор. 5:1-15) и поместил Его «в сердца наши» (2-е Кор. 1:21-22). Итого, дух живёт в сердце каждого из нас, животворит в нас жизнь и является залогом вечной жизни для тех кто живёт праведной жизнью.
Из послания Павла к галатам мы получаем и познание духа по плодам его, которыми даётся нам: «любовь, долготерпение, вера, кротость, воздержание» (5:22-23). А из послания Павла к коринфянам мы познаём его и по дарам его» (1-е гл. 12). Согласно Оригену здесь речь идёт о дарах проявляющихся через Святую Троицу.
Самое мощное проявление дара духа осуществляется через Бога производящего во Вселенной «всё во всём». На втором месте по мощности проявления, дар духа осуществляется в творчестве Господа Христа, отображённом в книге «Бытие». И на третьем месте по своей мощности, дух проявляет себя в качестве Святого Духа дающего человеку: слово мудрости, слово знания, дары исцеления, чудотворения, пророчества и многое другое.
Каким-то чудесным образом, Святой Дух исполняет все приказы и желания человека овладевшего Им. Сказал, например, Апостол Пётр хромому: «во имя Иисуса Христа Назарея встань и ходи. Тот вскочил и начал ходить» (Деян. 3:8). Сказал умершей Тавифе: «Тавифа! Встань, и она открыла глаза свои и увидев Петра, села» (Деян. 9:40). Приведённые в Писаниях множественные примеры показывают, что сила Святого Духа или Его энергия действует сознательно и без промедления, и являет собой панацею от всех болезней, и жизненным элексиром для всего сущего.
Согласно Оригену, как самому авторитетному богослову, христианскому философу и толкователю учения Христа того времени: «Бога не должно считать каким – либо телом или пребывающим в теле, но – простою духовною природой не допускающей в себе никакой сложности». Ещё, Ориген учил: «Бог не может отделить от Себя материального Сына, Сын есть истина и жизнь всего сущего в этом мире». Отсюда получается, что всё, начиная с элементарных частиц составляющих атомы и заканчивая планетами и звёздами - это Сыны Бога. А значит и каждый человек является Сыном духа – Бога живущего в нём. А отсюда будет логичным сказать, что дух человека, живущий в сердце будет его Отцом! И, что дух человека - это тот самый дух, что прошёл долгую эволюцию форм и тел через все миры и царства природы, пока не проявился в образе этого конкретного человека.
Сказанное о духе – Боге соответствует понятию энергии Абсолюта в восточной философии, приверженцем которой являлся Ориген. Абсолют представляет собой Первоматерию Вселенной находящуюся в состоянии Хаоса. Эта Материя, или Субстанция никогда и никем не была сотворена. Все великие учителя – гностики и восточные философы никогда не говорили о Её начале. Эта Первичная частица, если так можно выразиться, не имеет в себе никаких составных элементов, что и обеспечивает её нерушимость, а значит вечность! Это перекликается со словами Оригена: «Между тем то, что служит началом всего не должно быть сложным и различным». Если дух, как энергия Вселенной Первична, то будет логичным сказать, что все остальные энергии по отношению к нему, будут являться его производными.
После всего сказанного о духе, становиться понятно почему Господь Христос назвал его Богом и Своим Отцом. Понятны и слова Христа когда Он говорит: «Я и Отец – одно», «Отец во Мне и Я в Нём» (Ев. Иоанна). Иисус Христос есть Образ Отца – Духа живущего в Нём и поэтому Он говорит Филиппу: «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ев. Иоанна, 14:8-10). То есть Господь Христос творил всё «что на небесах и что на земле видимое и невидимое» (колоссянам 1:16) силою Духа – Отца Своего, которого Он назвал Богом, и которая представляет собой энергию Первоматерии Вселенной. И теперь, когда в тексте Писаний нам встречается слово «Бог», то это в зависимости от смысла текста, может означать, что речь идёт о Господе Христе или о Первичной энергии Космоса.