Найти в Дзене
Скрипториум

Что не нужно учить наизусть, а что необходимо?

Один из кнутов современной российской системы образования, при почти полном отсутствии пряников, - огромное количество информации, которую по какой-то причине необходимо знать наизусть. Я помню, как в школьные годы мучался по вечерам от того, что не мог поместить листы текста в голову, прежде чем понял эти простые истины.

Что не нужно учить наизусть?

Формулы математики, физики и химии, даты событий по истории, словарные определения терминов по обществознанию, стихи даже самых великих поэтов и многое другое. Контроль такого знания доходит до маразма: не допускается даже замена слов синонимичными. Хотя я против желания учеников пересказывать материал “своими словами”, но это уже чересчур.

Давайте разберемся, что такое учение наизусть и зачем это вообще нужно. Когда появляется такое задание - выучить что-либо наизусть, учитель (читай: тиран) требует от ученика дословного воспроизведения текста автоматически, не думая. Самое замечательное в нашем мозге то, что ненужную информацию он “стирает” очень быстро. Именно поэтому большинство выученного только для экзамена, после забывается навсегда. Зачем знать железно формулу закона Ома или площади параллелограмма? Незачем - вот вам мой ответ, который, конечно, не нравился ни одному учителю. Это самые простые примеры, а представьте формулы состоящие из десятков литер и знаков. Когда же учителя и люди поймут, что главное - знать, что есть такая формула и где мы должны её применять, а учить ради одного-двух раз использования бессмысленно? Та же информация, которую мы используем часто, запомниться и доведётся до автоматизма сама по себе. Боюсь ещё ни одно поколение детей станут ветеранами российской системы образования, прежде чем она поймёт разницу между ЗНАНИЕМ и ПОНИМАНИЕМ.

Что надо учить наизусть?

Эйнштейн говорил, что нет смысла, учить то, что можно найти в книге. Нет, друзья, так я не согласен. Главное не говорить эту фразу школьникам, ведь они так любят уходить в крайности. Есть предметы, которые действительно надо знать так, “чтоб от зубов отскакивали”. Их, к счастью не много. Это - иностранные языки и основы безопасности жизнедеятельности, два из трёх самых полезных предмета в школе. В обоих случаях действует один принцип - информация требуется к воспроизведению экстренно. Нет времени задумываться о действиях или искать что-то в конспектах, когда нужно оказать первую помощь, также будет довольно затруднительно проверять каждое слово в словаре при общении на иностранном языке. Во всех остальных случаях, когда учение наизусть является просто прихотью системы или учителя можете смело заявлять о своём намерении не тратить время и силы впустую.

p.s: если не хотите пропустить статью о трёх САМЫХ ВАЖНЫХ ПРЕДМЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ, советую оформить ничем не обременяющую вас подписку.