Соединение всех морей, омывающих европейскую часть СССР, в единую водотранспортную систему началось в годы первой пятилетки.
В 1933 году вступил в строй Беломорско-Балтийский канал имени Сталина, протяженностью в 227 километров, сокративший путь судов, из Белого моря в Балтийское на 4 000 километров.
В 1937 году открылась навигация по новому каналу Москва—Волга, ныне — имени Москвы. Этот канал, имеющий протяженность 128 километров, соединил три моря; наполнилась волжской водой мелевшая Москва-река. Если до строительства канала норма снабжения водой каждого москвича равнялась 135 литрам в сутки, то после завершения стройки эта норма повысилась до 500—600 литров в сутки. Тем самым по уровню водоснабжения Москва превзошла Берлин, Париж.
Столица соединилась глубоководным судоходным путем не только с Волгой, но также с Мариинской судоходной системой, Беломорско-Балтийским каналом и Ленинградом.
В верхнем течении Волги возникли искусственные водохранилища и крупные гидротехнические сооружения, позволившие управлять могучим водным потоком величайшей реки Европы. Сооружение этих каналов было крупной победой советского государства на пути строительства социализма.
Но как ни значительны были эти сооружения, они явились лишь звеньями в решении величественной задачи создания судоходного водного пути от Белого моря до Черного, ибо, как уже указывалось, миллионы тонн грузов, идущих по Волге, не имели выхода на Украину, в Донбасс, на Кубань, а грузы Дона были отрезаны от Каспийского, Белого и Балтийского морей. Задачу соединения пяти морей — Белого, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского — решил Волго-Донской канал.
Если Беломорско-Балтийский канал решен как сугубо транспортное сооружение без определенного архитектурного образа, то канал имени Москвы является уже крупным архитектурным ансамблем, не имеющим равного среди подобных сооружений как по своему архитектурному значению. так и по размерам.
Архитектура сооружений Волго-Донского канала, несмотря на некоторые недостатки, является новым шагом вперед по сравнению с сооружениями канала имени Москвы. Одной из основных черт нашей архитектуры является ее высокая идейная значимость, выраженная в художественных образах. В них отражается наше социалистическое строительство, пафос созидательного труда, монолитность и морально политическое единство советского народа, расцвет национальной культуры советских республик.
И, если в образах Беломорско-Балтийского канала утверждался новый, социалистический труд, покоряющий силы природы, а в архитектуре канала имени Москвы — трудовая победа советского государства в деле социалистического строительства, то в архитектурных образах Волго- Донского канала имени В, И. Ленина мы славим величайшую победу, одержанную нашим народом в Отечественной войне, и пафос послевоенного мирного строительства.