На фестивале Doclisboa состоялась международная премьера документального фильма Алёны Полуниной «Своя республика» об одном из подразделений батальона «Восток».
В Москве фильм покажут 24 ноября в рамках проекта «ДОКер». Алексей Артамонов («Сеанс») делится ощущениями от показа «Своей республики» и посещения престижного португальского фестиваля.
В международном конкурсе Doclisboa, который всегда в равной мере делал ставку на формальные эксперименты и политически острое кино, в этому году было два российских фильма. Один из них — «Монолог» Отто Лакоба, курсовая Мастерской Марины Разбежкиной, снятая в психоневрологическом диспансере в Абхазии — талантливая, но излишне абстрактная по своему посылу короткометражка, погружающая зрителя в беспроигрышную кинематографически среду. Снятые в ч/б монологи безумцев, подчиненных психиатрической системе, но не подвергающих сомнению ее авторитет, вероятно, должны восприниматься как метафора абсурдизма российской политической системы — во всяком случае так кажется из-за несколько нарочитого монтажа и выпирающих отовсюду отсылок к России. Несмотря на сильный материал и декларативно сюрреалистический подход, который Отто защищал на Q&A, есть ощущение, что автор оказался не готов по-настоящему заглянуть в мир своих героев, и потому держится за слова, дистанцию и все время норовит соскочить в публицистику. Которая, правда, в данном случае не слишком волновала международного зрителя.
Обратная ситуация возникла с намного, на первый взгляд, более однозначным фильмом «Своя республика» Алёны Полуниной о батальоне «Восток» [вооруженное формирование на территории ДНР — примеч. ред.], из-за которого разгорелся непривычных для Португалии масштабов политический скандал. Украинское посольство и активисты, не видя фильма, требовали отменить все показы, убрать картину из конкурса и открыто обвиняли фестиваль в поддержке терроризма — безрезультатно. Показы состоялись, Полунину сопровождал полицейский эскорт, активисты, помитинговав, купили билеты на просмотр и после показа устроили вялую перебранку с режиссером, в которой обе стороны воспроизводили знакомую риторику. Фестиваль же в сложной ситуации занял осторожную охранительную позицию, предлагая воспринимать фильм лишь как художественное, а не политическое высказывание, напомнив о поддержке Сенцова и недавнем показе «Майдана» Лозницы.
Однако самое интересное в «Своей республике» как раз невозможность уместить эффект от фильма в рамки удобных политических конвенций. «Своя республика» — несомненно, апология Донецкой Народной Республики, показывающая человеческое измерение воюющих на ее стороне. Картина Полуниной без прикрас и фальшивого героического пафоса показывает будни бойцов и жесткие, но братские отношения внутри коллектива. Этот фильм, своим скупым лиризмом напоминающий произведения советского «сурового стиля», почти неизбежно вызывает тихое сочувствие к его героям, вместе с которым возникает и вопрос, не имеющий простого ответа: что заставляет этих людей, несмотря на все опасности и тяготы военного быта, день за днем находиться на передовой с автоматами в руках? Идеологические клише разбиваются об картину реальности, с которой непонятно, как обходиться: талантливый фильм такого рода, безусловно, неразрывно связан и с агрессивной милитаристской политикой России, даже если он и не является безличным продуктом пропаганды. И в то же время он обнажает разрыв между официальной политикой и ее реальными агентами, чья политическая воля не сводится к спущенным сверху лозунгам и идеологемам. «Своя республика» — крайне проблематичная картина. И именно эта сложность является залогом возможного пересмотра отношений между политикой, искусством и окружающей нас противоречивой реальностью. Но для этого нужно сначала позволить себе в нее эмоционально погрузиться.
Московская премьера фильма «Своя республика»
24 ноября 19:00 | Киноцентр «Октябрь», Новый Арбат 24
Билеты | Официальный сайт
После показа – обсуждение с автором
Возрастная категория 18+