Найти тему
Роман Манекин

Пояснительная записка к Законопроекту ДНР "Об амнистии в 2018 году"

Амнистия – это вид помилования, мера, применяемая государством к целым категориям лиц, - осужденных или привлекаемых к уголовной ответственности, - совершившим преступления и правонарушения, описанные в Уголовном Кодексе соответствующего государства. Акт амнистии не ставить под сомнение сам факт преступления или правонарушения. Амнистия суть акт проявления гуманизма со стороны государства, свидетельство гуманизации общей атмосферы в обществе.

Четыре года в Донбассе продолжается гибридная война. От боевых действий, от жестокостей в тылу пострадали десятки тысяч мирных граждан. В Донбассе идет гражданская война. Основные «сражения» на таких войнах проходят в сознании людей, в социальном сознании, в целом. На фронтах только убивают и калечат людей. Но окончательную победу в гражданской войне обретет та сторона, которая сможет предложить обществу лучший образ будущего.

Четыре года государство ДНР, которое само находится в фазе становления, осуществляет функции по охране правопорядка. Четыре года правонарушителей задерживают, проводятся дознание и следствие, людей осуждают, в том числе, на длительные сроки лишения свободы. При этом, в официальных источниках нет прямых указаний на вынесение судами ДНР оправдательных приговоров, условных наказаний, применении условно-досрочного освобождения. Все это безусловно содействует дегуманизации общества, а следовательно, готовит поражение в гражданской войне.

Акт амнистии может стать существенным вкладом в развитие гражданского общества в ДНР и, следовательно, формированию лучшего образа Донецкой Народной Республики, столь необходимого для окончательной победы в гражданской войне, развернувшейся в Донбассе.

Второе. Практический аспект.

В наследие от Украины, ДНР досталась разветвленная пенитенциарная система, состоящая из комплекса камер для задержанных при РОВД МВД, изоляторов временного содержания, изоляторов следственного содержания, колоний для отбывания наказаний. В ходе войны возникли новые места лишения свободы, например, объект специального назначения «Изоляция», обширный аппарат ГСИН (Государственной системы исполнения наказаний). Изначально, указанная система была рассчитана на общую конфигурацию учреждений исполнения наказаний в масштабах Украины и, в сущности, являлась одним из ее краеугольных камней. Современная ДНР контролирует 31.1% территории бывшей Донецкой области. Содержание неоформленного фрагмента украинской пенитенциарной системы серьезным бременем ложится на бюджет Донецкой Народной Республики, не принося никакого хозяйственного (в большинстве исправительных колоний сегодня разрушено производство), нравственно-этического, правоустанавливающего эффекта.

Люди, пребывающие в колониях, просто мучаются. Об эффекте исправления в сложившихся условиях, включая военные, речь не идет, в принципе.

Применение широкой амнистии в ДНР позволит существенно разгрузить пенитенциарную систему республики и создаст условия для ее реформирования, оптимизации путей решения задач, определенных для нее действующим законодательством.

В свете указанного, проведение широкой амнистии в ДНР представляется существенно необходимым.

***

В настоящее время амнистия широко применяется во всем мире. Она предусмотрена законодательствами всех стран СНГ, бывшей Югославии, Австрии, Албании, Андорры, Болгарии, Вьетнама, Дании, Египта, Ирака, Италии, КНР, КНДР, Латвии, Ливана, Португалии, Румынии, Сан-Марино, Турции, Филиппин, Франции и ее бывших колоний, Эфиопии.

Отсутствует институт амнистии в странах англо-саксонской правовой семьи, а также в некоторых странах романо-германской правовой семьи, например, в Германии, Испании, Нидерландах, Норвегии, Швеции, Эстонии. В Польше применение налоговой и, следовательно, всех прочих видов амнистии признано неконституционным.
Амнистия неоднократно применялась в Российской Империи, Советском Союзе, Российской Федерации и на Украине. Причем, в РФ, помимо общегуманитарных проблем, амнистия применялась для решения задач конкретно-политических, например, амнистия 1994 года.

Несколько раз проводилась амнистия в Луганской Народной Республики. Однако, она носила локальных характер и касалась ограниченного количества лиц.

В Донецкой Народной Республике амнистия еще не проводилась.

Основными препятствиями для проведения амнистии в ДНР являются:

а) узко-корпоративные интересы сотрудников пенитенциарной системы, сохранившейся от Украины, которые стремятся сохранить должностные преференции и военные оклады, фактически находясь далеко от фронта;

б) общая система не урегулирования правовых отношений в ДНР, при которой влияние т.н. «силовых органов» (МВД, МГБ, МО, Прокуратуры ДНР), а также органов, приравненных в предыдущих период к «силовым» (РГСО, различных «батальонов», прикрепленных к государственным ведомствам ДНР) при приятии решений было преобладающим. Сотрудники указанных ведомств, для оправдания повышенных окладов, развили бурную деятельность по привлечению мирных граждан ДНР к разного рода ответственности, включая уголовную. В результате, в Республике сложилась ситуация, когда лиц, привлеченных к уголовной ответственности, в пересчете на общее количество населения, оказалось в 1.5-1.7 раз больше, чем в СССР в 1937 году. Упомянутых лиц нужно было где-то содержать. Для этого использовались учреждения пенитенциарной системы, доставшиеся в наследство от Украины.
в) не разработанность правовой и нормативной базы применения амнистии.

Последний сюжет относится к ведению Народного Совета. Поэтому на нем предлагается остановиться подробнее.

***

В отличии от Конституций Украины и Российской Федерации, в действующей редакции Конституции ДНР отсутствует упоминание об амнистии.

Конкретно: к функционалу Главы Донецкой Народной Республики
относится процедура помилования (п.13, ч.1, ст.59 Конституции ДНР, ст.86 Уголовного Кодекса ДНР №ВС 28-1 от 19.08.2014, правда, УК ДНР относит применение помилования к ведению Президиума Верховного Совета ДНР) – акта индивидуального прощения. Что касается амнистии, как акта помилования в отношении индивидуально не определенного круга лиц, то она упоминается в ст.6 ч.1 п.4 Уголовно-Процессуального Кодекса ДНР № 240-IHC от 24.08.2018 г. и ст. 85 Уголовного Кодекса ДНР №ВС 28-1 от 19.08.2014 г. (в указанной статье применение амнистии также относится к компетенции Верховного Совета ДНР). «Рамочного» Закона ДНР «Об амнистии» не существует.

В связи с изложенным, в процессе подготовки к принятию Закона «Об амистии-2018 года» предлагается:

а) дополнить ч.1, ст.59 Конституции ДНР п.14, в следующей формулировке: «провозглашает амнистию («подписывает Закон «Об амнистии»)», изменив нумерацию последующих пунктов;

б) дополнить ст.69 Конституции ДНР (о полномочиях Народного Совета) п.19, в следующей формулировке: «принимает Закон ДНР «Об амнистии»);

в) изменить ч.1 ст.85 Уголовного кодекса ДНР, сформулировав ее в следующем виде: «Амнистия принимается Народным Советом ДНР в отношении индивидуально неопределенного круга лиц, путем принятия Закона «Об амнистии», который подлежит утверждению Главой Донецкой Народной Республики. Закон «Об амнистии» вступает в силу после опубликования.

Прим. В принципе, Уголовный Кодекс ДНР ДНР №ВС 28-1 от 19.08.2014 требует внесения ряда поправок, соответствующих изменениям Конституции ДНР, в связи с преобразованием ДНР из парламентской республики в президентскую и нового утверждения, на этот раз, Народным Советом ДНР.

Вне зависимости от принятия Закона ДНР «Об амнистии в 2018 году» предлагается поручить профильному комитету ДНР разработать рамочный Закон ДНР «Об амнистии».

***

АРГУМЕНТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА О НЕОБХОДИМОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АМНИСТИИ В ДНР В 2018 ГОДУ.

В соответствии со ст.80 ч.1,3 Конституции Донецкой Народной Республики от 14.05.2014 года (с изменениями, внесенными законами от 27.02.2015 года № 17-IНС; от 29.06.2015 года № 63-IНС; от 11.09.2015 года № 92-IНС): «1. Правосудие в Донецкой Народной Республике осуществляется только судом; 3. Статус, полномочия, порядок и гарантии деятельности судей определяются законом Донецкой Народной Республики». В соответствии со ст.86 ч. 5.: «Суды в Донецкой Народной Республике осуществляют правосудие в соответствии с их полномочиями, установленными настоящей Конституцией и законом Донецкой Народной Республики».
Однако, фактически, начиная с 22 ноября 2014 года, суды ДНР действовали на основании Постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики «О создании судебной системы» от 22.10.2014 года № 40-1 и Постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики «О судебной системе» от 22.10.2014 года № 40-2. Закон Донецкой Народной Республики «О судебной системе Донецкой Народной Республики» от 31.08.2018 года № 241-IНС и Закон Донецкой Народной Республики «О статусе судей» от 31.08.2018 года № 242-IНС были приняты и вступили в действие четыре года спустя.

В соответствии со ст 8.ч. 2, 5. Закона ДНР №72-IHC от 07.08.2015 «О нормативных правовых актах»: «2. Конституция Донецкой Народной Республики имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Донецкой Народной Республики»; 5. Нормативные правовые акты Совета Министров Донецкой Народной Республики не должны противоречить Конституции и законам Донецкой Народной Республики, указам Главы Донецкой Народной Республики и постановлениям Народного Совета Донецкой Народной Республики. Нормативные правовые акты Совета Министров Донецкой Народной Республики в случае их противоречия Конституции и законам Донецкой Народной Республики должны быть отменены Главой Донецкой Народной Республики».

Постановления СМ ДНР от 22.10.2014 года № 40-1 и № 40-2 явным образом не соответствуют требованиям ст.80 ч.1,3 и ст.86 ч. 5 Конституции Донецкой Народной Республики.
Таким образом, в период с 22 ноября 2014 года по 31 августа 2018 года суды ДНР действовали антиконституционно и все, без исключения, судебные решения, вынесенные в указанный период, являются незаконными.

Далее. В период с 19.08.2014 года, при вынесении решений по уголовным делам, суды Донецкой Народной Республики руководствовались Уголовным Кодексом, утвержденным Постановлением Верховного Совета ДНР №ВС 28-1 от 19.08.2014 г. Между тем, Постановлениями от 27.02.2015 года № 17-ІНС, от 29.06.2015 года № 63-ІНС, от 11.09.2015 года № 92-ІНС, от 29.12.2017 года № 205-IН, в Конституцию ДНР были внесены изменения, не получившие отражение в УК ДНР, утвержденном Постановлением ВС ДНР №ВС 28-1 от 19.08.2014 г., путем имплементации которых парламентская республика ДНР была реформирована в президентскую. В результате, сложилась ситуация, при которой все судебные решения по уголовным делам, принятые с 27.02.2015 года (даты внесения первого изменения в Конституцию ДНР) по настоящее время, выносились с неправильным применением уголовного Закона, что не соответствует требованиям ч. 2 ст.387 УПК ДНР № 240-IHC от 24.08.2018, введенного в действие 20.09.2018. Согласно п.4,ч.1 ст.383 УПК ДНР, такого рода нарушения являются основанием для изменения приговора или судебного постановления.
Таким образом, после вступления в силу УПК ДНР № 240-IHC от 24.08.2018, осужденные получают неоспоримое право на пересмотр судебных решений, вынесенных, по крайней мере, после 27.02.2015 года.

В соответствии с «Оперативной статистической информацией о работе Верховного Суда, судов общей юрисдикции и специализированных судов Донецкой Народной Республики по осуществлению правосудия за 10 месяцев 2018 года (по состоянию на 31.10.2018)», опубликованной на официальном сайте Верховного Суда ДНР: только «в январе – октябре 2018 года в производстве судов Донецкой Народной Республики находилось 96 379 дел и материалов… Из указанного количества дел и материалов, судами Донецкой Народной Республики в период с 09.01.2018 по 31.10.2018 было рассмотрено 79 436 дел и материалов или 82,4 % от общего количества дел и материалов…». Исходя из данной информации, можно предположить, что за четыре года, начиная с 22 ноября 2014 года, суды ДНР приняли судебных решений в четыре раза больше, чем указано в упомянутом документе.
Все эти решения являются незаконными.

В соответствии со ст.383 ч.1, п.2 . Уголовно-процессуального Кодекса Донецкой Народной Республики № 240-IHC от 24.08.2018 (введен в действие 20.09.2018 г.): «1. Основаниями для отмены или изменения судебных решений, указанных в части 1 статьи 363 настоящего Кодекса, при рассмотрении дела в апелляционном суде являются:… 3) существенное нарушение уголовно-процессуального закона». В соответствии с ст. 386 ч.1, 2 п.2. УПК ДНР: «Существенным нарушением требований уголовно-процессуального закона являются такие нарушения требований настоящего Кодекса, которые воспрепятствовали или могли воспрепятствовать суду полно и всесторонне рассмотреть дело и вынести законный, обоснованный и справедливый приговор или постановление. 2. Приговор (постановление) во всяком случае подлежит отмене, если: 2) приговор вынесен незаконным составом суда».
Аналогичная норма существует в ГПК ДНР.

Таким образом, действующее законодательство обязывает к пересмотру судебных решений, принятых в период с 22 ноября 2014 года по 31 августа 2018 год. Решений этих, однако, чрезвычайно много. Возможно, что напряжение с судебной системы удастся снять путем проведения широкой амнистии.

Еще один момент. В соответствии с п. п.5-6 «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений» от 11-12 февраля 2015 года, осуществление актов помилования и принятие Закона «Об амнистии» является обязательным для исполнения государственными органами ДНР в том числе, и в силу ч.1 ст.12 Конституции ДНР. Однако, указанный документ делает акцент на «события, имевшие место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» не интерпретируя подробно это понятие. Очевидно, что широкое толкование указанного положения в рамках принятия настоящего Закона «Об амнистии в 2018 году» лучшим образом обеспечивает интересы населения, волею судеб, оказавшегося в зоне боевых действий.

***

Исходными положениями, заложенным в основу концепции настоящего законопроекта, стали следующие.

1. В соответствии со ст.9 УК ДНР ч.1 «Преступность и наказуемость деяния определяется уголовным законом, действовавшим во время совершения преступления»; ч.2 «Временем совершения преступления признается время совершения общеопасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий». Исходя из указанного положения, лица, осужденные судами Украины, совершили преступления до вступления в законную силу Уголовного Кодекса Донецкой Народной Республики, и, с точки зрения, УК ДНР преступниками не являются. В соответствии со ст.12 УК ДНР, ч.1: «Граждане Донецкой Народной Республики и постоянно проживающие в Донецкой Народной Республике лица без гражданства, совершившие вне пределов Донецкой Народной Республики преступление против интересов, охраняемых настоящим Кодексом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства». В соответствии с «Актом о провозглашении государственной самостоятельности Донецкой народной республики от 07 апреля 2014 года», ст.1 Конституции ДНР, Донецкая Народная Республика является самостоятельным государством, независимым от Украины. Соответственно, в отношении лиц, осужденных судами Украины, существуют судебные решения иностранного государства. В соответствии со ст.12 УК ДНР, они не подлежат осуждению и отбыванию наказания на территории ДНР.

Кроме того, в соответствии с Указом П.Порошенко № 875/2014 о решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 4 ноября 2014 "О неотложных мерах по стабилизации социально-экономической ситуации в Донецкой и Луганской областях" из зоны так называемого АТО должны были быть выведены все государственные учреждения, к числу которых, безусловно, относятся и учреждения пенитенциарной системы. Удержание лиц, осужденных судами Украины на территории ДНР является не законным. Поэтому в данном проекте Закона «Об амнистии в 2018 году» указанная категория осужденных не рассматривается.

2.Законодательство ДНР дает основания, однако факт непризнания ДНР Российской Федерацией, принцип подсудности, препятствуют передаче граждан РФ, совершивших преступления на территории ДНР, российской стороне. Однако, фактически акт передачи граждан РФ, совершивших преступления на территории ДНР (вместе с материалами) для рассмотрения их дел судами Российской Федерации соответствовало бы духу
отношений, сложившихся между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой. В этой связи, представляется целесообразным поручить МИДу ДНР изучить возможность реализации программы по передаче граждан РФ, осужденных судами ДНР, российской стороне для отбывания наказания на Родине.

Это – сложная проблема. Но ее нужно решать.

В данном проекте Закона «Об амнистии в ДНР в 2018 году» указанная категория осужденных не рассматривается.

3. Речь, таким образом, в данном законопроекте идет об осужденных, подозреваемых и подследственных уроженцах Донбасса, совершивших или подозреваемых в преступлениях, совершенных на территории ДНР.

Спасибо!
С уважением,

Роман В.Манекин