В Санкт-Петербурге начинается путь в Арктику - это километры сварных швов, сотни тонн металла, труд тысяч профессионалов. Так создается линейка принципиально новых ледоколов, головное судно проекта 22220 ледокол "Арктика" только получил свои окончательные габариты. После завершения работ по монтажу мачты оно стало крупнейшим атомным ледоколом из тех, что когда-либо создавали на земле.
Атомных ледоколов на Балтийском заводе строится сразу три: "Арктика", ее точна копия - "Сибирь" и их брат близнец - "Урал".
Именно с воды, как ни странно, и начинается создание ледоколов. Листы стали режут плазмой на детали в гигантских ванных. Все потому что деформация в воде меньше, место разреза получается идеально ровным.
При строительстве ледоколов используются специальные высокопрочные стали, они не меняют своих свойств даже при очень низких температурах северных широт.
После запускается процесс сканирования, который полностью отображает все что есть на рабочей поверхности. Он видит полностью все бульбы все швы, все соединения. Нужно только задать в каком направлении ему двигаться дальше, какая должна быть толщина шва.
Не зависимо от того роботы делают сварку или люди, представители атомной отрасли уже на этом самом начальном этапе контролируют ход строительства. Проверяют все ли выполнено в соответствии с чертежом конкретной секции, качество каждого шва, каждую полость - на отсутствие пор и различных дефектов.
Вес некоторых сваренных деталей не превышает нескольких килограммов. Металла в новом атомном ледоколе 24 000 тонн - это 24 миллиона килограммов! Что-то еще и красится не один раз.
Корпус ледокола на сегодняшний день должен отработать 40 лет. Поэтому он должен быть хорошо защищен. Покраска важна для всей жизни ледокола в будущем.
Средняя продолжительность работы ледокола за год порядка 300 дней. Идет большое строительство газовозов, которые нужно сопровождать по морскому каналу и вприпае. (Припай— вид неподвижного льда в морях, океанах и их заливах вдоль берегов.) Поэтому новые мощные ледоколы необходимы стране.
После постройки ледокол важно еще "оживить". Одно дело его построить строителям, а морякам потом необходимо судно приручить, понять его тактико-технические данные, его возможности.
Количество мусора на такой масштабной стройке очень велико, а в некоторых отсеках не то что грязи, даже пыли после окончания производства не должно остаться. Например там где располагаются ядерные энергоустановки. Такие отсеки очищают с помощью ветоши и спирта - до идеальной чистоты. Пыль загрязненная радиацией может попасть на одежду во время проверок и это единственный путь проникновения радиации во внешнюю среду. А так реакторные отсеки герметичны и окружены поясом биологической защиты - иначе говоря, они стоят в огромных железобетонных колодцах.
Бетон это еще и защита от механических повреждений ядерного реактора, например, если ледокол наскочит на мель. Но все таки на защиту от столкновений будет работать весь корпус атомохода.
Если посмотреть на ледокол на этапе строительства, то можно замерить толщину корпуса - она составляет в кормовой части больше 2х см, в носовой она доходит почти до 5.
Абсолютно непотопляемым в арктических льдах ледокол делает двойной корпус. Между внешней и внутренней обшивкой около 3х метров.
Артику и Сибирь закладывали на стапели, после сборки корпуса, т.е. нижней части судна, каждого гиганта приходится спускать на воду и формировать надстройку его верхнюю часть уже у причальной стенки. Потому что стапель не в состоянии выдержать такой огромный вес.
Механизмы судна:
Гребной вал - он будет вращать винт ледокола. Вал должен быть идеально отполирован, т.к. он будет находится внутри гигантского подшипника. Достаточно шероховатости в сотые доли миллиметров, чтобы вал не отслужил положенные ему 40 лет и при вращении давал вибрацию.
Винты обрабатываются тоже на заводе. Каждая лопасть больше 2,5 метров. Сам винт в 3 раза превышает человеческий рост. Но несмотря на такую мощь и прочность, несколько лопастей все равно приходится брать на борт в качестве запасных, потому что иногда их ломает льдами.
Автономность новых ледоколов составит около 7 месяцев. Перезарядка топлива будет проводится раз в 7 лет, его нужно несколько сотен килограммов, вместо сотен тонн дизельного топлива. Но что еще важнее, атомная энергетика и ее технологии закрывают вопрос о вредных выбросах в Арктике.
Понравилась статья? Ставте лайк!
Подписывайтесь на мой канал - Капитан дальнего плавания - впереди много интересного!