Для тех, кто хочет все сразу.
Помнится, очень томительно дожидаться новой серии полюбившегося фильма, следующей серии "Ну, погоди!" или "Приключения капитана Врунгеля". На всякий случай, надеясь, что написанное действительно интересно читателям, собрал все три части размышлизмов о сериале "Зал ожидания" в единый, как говорится, лонгрид. Приятного просмотра.
Году в 93-94 одна учительница говорила нам, старшеклассникам: "Не знаешь, чему учить ребенка — то ли не трогай чужую игрушку в песочнице, то ли хватай и беги, пока никто не видит". Жуткий перелом сознания происходил в головах сердцах, душах. Старые ценности рушатся, становятся ненужными, даже вредными. И наоборот.
Вот и в этом сериале плачет кто? Сам Штирлиц. А ему нечем кормить питомцев своих, воспитанников детского дома, где он — директор.
Хорошо еще, что нет здесь откровенной пошлятины. Хотя Маша-режиссер ложится в чужую постель, чтобы достать денег для съемок фильма; Старков-культурист откровенно и сознательно гробит свое здоровье: "Наташка, через 2 года я Олимпию выиграю, если все по графику пойдет. Тогда все брошу, лечиться начну. Мы еще с тобой..." Лариса убивает своего неродившегося ребенка ради роли. Стопки акций будущих предприятий
которые кто не хочет ждать прибыли, может продать свою акцию за 10 долларов по курсу, там и деньги дают." И наше:
"А я так подумала-подумала, чем ждать чего-то неизвестного, знаете, как у нас бывает — все отнимут, всех посадят — Россия... Так все делают..."
Лейтенанту Самошину непременно надо прославиться, любой ценой...
Как потом скажет Михаил Задорнов: "Все ради бабок"...
Но не так всё плохо. Да, постоянно пьющий мэр Михаил Ульянов
ибо как смотреть на происходящее вокруг трезвыми глазами? Это хорошо, что здоровье позволяло, а ведь сколько народу, не в кино, в самой настоящей реальности так и не вынырнули со дна стакана...
А есть Вова Капитонов, Капитошка, который и остановил тот самый поезд. Ради Светы, мечтающей стать актрисой.
"Сегодня приедет поезд, который киношников везет. Предупреждаю: дальше, на его пути, будет заложена мина... Говорит неизвестный. Всё."
Молодой качок Костя, оскорбивший Старкова, находит в себе мужество прилюдно попросить прощения
Да и тот же директор Михаил Борисович, полковник милиции, банкир Александр Зимин, актер Владимир Каретников — тоже добрые, отзывчивые люди. Не все волки.
И, конечно, главный герой — Виктор Селезнев.
"В каждой профессии, в каждом деле существуют свои легенды — призраки, миражи, тайны. У летчиков — неопознанные летающие объекты, у моряков — летучий голландец. Но вот смотри: в городе Воронеже на городском вокзале местная милиция проверяла документы, иначе говоря, устроила облаву на бомжей. Ночью будили кулаками, дубинками, били, короче говоря. Там, между прочим, 8 человек было, профессионалы, все омоновцы, трое в спецназе служили. И что? Госпитализированы: переломы, вывихи, сотрясения. Один человек, мужичок средних лет, особых примет нет. Исчез. И вот, постепенно-постепенно такие случаи по России накапливаются. То на инвалидную артель в городе Омске рэкет наехал, данью обложили, а этот наш герой там не то дворником, не то кочегаром работал, без документов. Значит, наехал рэкет, трое. Он двоих вырубил, а одному дал убежать. Тот вернулся с подмогой, еще семеро. Ну и тут уже это..."
"Вот поймать бы, сразу бы в Москву взяли."
И опять же, наше:
"Большой интерес к этому типу. Начальство чудес не любит. Ну когда там воры, бандиты — ну это свое, родное, как бы так и надо. Но когда без разрешения чудеса начинаются, такое не очень поощряется."
И даже:
"Сопротивление работникам милиции неоднократно, тяжкие телесные повреждения, увечья. — Ну так за дело. — За дело или не за дело, это не ему решать. Если у нас такие Вити начнут порядок устанавливать, государству конец. Беззаконие это, беспредел."
Эх, мечты... Побольше бы нам таких Викторов Николаичей, о которых сказать могли только одно: "Витя. Вежливый."
"А между тем это восьмикратный чемпион мира по дзюдо, двукратный олимпийский чемпион, пятикратный победитель первенства воздушно-десантных войск страны по рукопашному бою, почетный доктор токийской академии восточных единоборств, почетный участник и победитель закрытого специального чемпионата "Телохранитель" для бойцов-профессионалов Соединенных Штатов Америки, кавалер ордена "Желтый дракон" всемирной ассоциации каратэ-до, заслуженный мастер спорта СССР". Без документов: "А зачем они мне? Как меня зовут я и так скажу. Когда родился — тоже. Прописки не имеется, детей нет, в армии по возрасту служить не положено. Зачем они мне?"
В городе Зареченске без долгих раздумий заступается за пацана, укравшего на базаре арбуз и за малым, пожалуй, не искалеченного или вовсе убитого.
Идет работать "за семерых" в детский дом, участвует в самодеятельном спектакле,
играет на гитаре
становится кумиром для детей
и даже молодой одинокой учительницы.
Да как же так? Не спившийся, не опустившийся морально и физически человек с таким послужным списком стал человеком Без Определенного Места Жительства? А потому что опять же Мужчина. Человек. Человек слова. Человек действия. "Но да будет у вас "да,да" и "нет, нет", а что сверх того, то от лукавого", как записал Матфей две тысячи лет тому назад.
"Ты когда к своему "кинодеятелю" ходила, знала, чем кончится? Знала. Когда все мне об этом рассказала, знала, что я уйду? Так ли, как ушел, или в другую квартиру перееду, но от тебя, знала, уйду. Знала."
И не стесняется сказать в лицо, думает:
"Ты тварь, Ирка. Заплачь, обидься и уйди. Я люблю тебя, Ирка, как ни странно. Поэтому, именно поэтому все, иди."
Больно, но честно.
И при смертельной опасности, обнаружении авиабомбы, не думая о себе бросается действовать,
и идет на автомат обезумевшего в своем желании славы лейтенанта Скворцова.
Все. Спокойная обеспеченная старость рядом с известной, может даже любящей женой. Ну, подумаешь, было у нее там тогда... не ради же блуд почесать...
А он вылезает из окна туалета в вагоне,
отряхивается.
И достает листок с адресами детей, расселенных по разным детдомам.
которым он обещал помощь и заступничество. И дети верят: дядя Витя придет.
И лейтмотивом дяди Вити:
"Ноченька, ночь зимняя,
Очень-очень синяя.
Коченею, стыну я,
Весь побелел от инея.
Ты была иль не была,
Ты гнала иль нежила.
Добрая иль злобная,
Тебя никак не вспомню я.
Так куда же я пойду?
Никого я не найду.
Только нежный снежный хруст,
Да синий свет от звёздных бус.
Ноченька, ночь зимняя,
Очень-очень синяя.
Коченею, стыну я,
Весь побелел от инея."
Почти святой. Юродивый. Герой любого времени. Как не хватает их, или не замечаемы в обыденной жизни, или не воспринимаются из-за их странностей...
В общем, несмотря на сказочность сюжета, Дмитрий Астрахан дает возможность задуматься: так ли мы, туда ли мы, зачем мы?..
Когда в 98 сериал этот показывали по телевизору, я нередко пропускал первые пары, чтобы посмотреть повтор вечерней серии.
Спасибо режиссеру, сценаристу, актерам — достойный фильм. "Сказка — ложь, да в ней намек".
Если еще не видели, посмотрите хотя бы разок, вспомните, окунитесь в ту атмосферу.
Это не критика, не реклама. Просто размышлизмы о жизни.